С.Р. Аблеев
доктор философских наук
ФЕНОМЕН СИДДХИ И ДУХОВНЫЕ ЦЕЛИ ЙОГИ
Йога принадлежит к числу тех немногих духовных явлений, интерес к которым в современном мире продолжает неуклонно возрастать. Древняя классическая йога, буддийская йога, средневековые модификации индуистской йоги, даоская йога, интегральная йога, современная Агни Йога изучаются не только теоретически как оригинальные философские учения, но и практически как системы специальных методов совершенствования человека. Безусловно, практический аспект йоги играет не последнюю роль в ее историческом долголетии и высокой конкурентоспособности относительно иных религиозных и философских доктрин.
Практика йоги ставит перед исследователями и приверженцами йогического пути немало сложных проблем и вопросов. Однако одним из самых загадочных вопросов йогической практики сейчас, как и на протяжении многих столетий, остается вопрос о так называемых сиддхи - паранормальных силах, которые в трактатах классиков йогической философии Патанджали и Вьясы называются «совершенными способностями». Многие обыватели воспринимают йогу не иначе как через призму таких феноменальных способностей, которые считаются чуть ли не главной целью и важнейшим атрибутом йогической практики. В действительности, как это хорошо известно специалистам, все обстоит несколько иначе.
В древних манускриптах «совершенным способностям» уделялось достаточно существенное внимание. Тем не менее, для признанных авторитетов йогической философии и науки от легендарных Аватара Кришны и риши Патанджали до философов-реформаторов Рамакришны и Вивекананды обладание паранормальными силами никогда не рассматривалось в качестве специальной цели практики йоги, ради которой и применяется весь арсенал методов духовного саморазвития.
Так, в частности, древние авторы «Йога-сутры» (Патанджали) и «Йога-бхашьи» (Вьяса) описывают и комментируют в своих трактатах «совершенные способности» лишь постольку, поскольку это необходимо практикующим йогу и естественным образом, в результате данной практики, сталкивающимся с проявлением неизвестных для них сил и возможностей. Прикладное их использование в классической индийской йоге регулируется этическими принципами и, в конечном счете, направлено на достижение освобождения как высшей духовной цели йоги или, в крайнем случае, на необходимую помощь живым существам. Демонстрация сиддхи на публику в классической и буддийской йоге не поощрялась, более того осуждалась. «Не показывайте перед мирянами, - призывал Будда своих последователей-монахов, сверхъестественную власть сиддхи. Те, кто делают это, виновны в злом поступке» (Виная, II, 112). Почему же столь сурово авторитетные мастера йоги относились к совершенным способностям?
Тому были две основные причины. Во-первых, истинная цель духовного пути есть освобождение духа, которое дает избавление от страданий и власти материи, разрывает замкнутый круг перевоплощений и раскрывает горизонты инобытия – Высшей Реальности или Нирваны. Появление сиддхи в процессе духовной практики вовсе не означает достижение этой супер-цели, хотя и указывает на ослабление власти материи. Однако если подвижник прельщается появляющимися совершенными способностями, то он рискует уклониться от духовного пути в сторону различных феноменов. В этом состоит коварство сиддхи – иллюзия превосходства над обычными людьми может увести йога от освобождения на тропу заурядного факирства. Подобные уклонение в истории йоги хорошо известны.
Вторая причина, вероятно, состояла в возможности приобретения некоторых сиддхи без какого-либо духовного совершенствования в силу определенных (медиумических, психических) особенностей организма или техник искусственной стимуляции чакр. А иногда и через магическую практику. Мастера йоги хорошо понимали опасность этого пути. Однако в глазах неискушенного обывателя все сиддхи казались одинаковыми. Он видел следствия, но не понимал причин и механизмов психофизических феноменов, равно как и не догадывался о том, к чему может привести насильственное вторжение в сферу тонких психических стихий (расстройство физического здоровья, умопомешательство, одержание, преждевременная смерть). Поэтому прельщение посторонних сиддхами могло привести их на путь магии и низшего психизма, которые в традициях классической йоги, буддийской йоги и Агни Йоги противопоставлялись духовному совершенствованию и высшим целям сакрально-мистической практики преображения человеческой сущности.
В вопросе о природе «совершенных способностей» классическая и современная йога расходятся с ортодоксальными религиозными учениями в их догматической интерпретации. Например, в католическом христианстве прочно укоренилась концепция так называемого «сверхъестественного чуда» как промысла Бога. Возможность такого «чуда», то есть паранормального явления, у теологов не подвергается сомнению, ведь жизнеописания Христа, святых и даже простых мирян, а также религиозная историография описывают многочисленные чудесные события (левитации, воскрешения, исцеления, явления Высших Сил, слезотечение икон и др.). Однако человек, по мнению большинства христианских богословов, не способен ни понять, ни объяснить, ни использовать по своему желанию паранормальные силы и явления. Существует убеждение, что они появляются независимо от воли человеческой и выступают сверхъестественными манифестациями божественных или дьявольских сущностей. Проявление таких сущностей и их сил происходит в нарушение природных законов и естественного хода вещей.
Философия йоги, как правило, оценивает природу паранормальных сил совершенно иначе. Они рассматриваются как естественные, но далеко не всем известные и доступные силы физической и духовной природы. Йогическая практика самосовершенствования раскрывает в человеке могучие дремлющие возможности, которые он вполне может понять, освоить, контролировать и использовать по своему усмотрению. Такая позиция йогической философии, несмотря на изрядный мистицизм йоги как таковой, без всяких преувеличений может быть приравнена к научному подходу. Не случайно исследователи йоги, принимая во внимание опытно-экспериментальные методы йогической практики, все чаще называют ее наукой духовного совершенствования.
В общем виде паранормальные способности, которые естественным образом или в результате специальных упражнений развиваются у человека, практикующего йогу, можно разделить на две основные группы. Первая – способности физического порядка, связанные с проявлением необычных свойств организма, выходящих за рамки традиционных представлений о физических возможностях человека. Вторая – способности психического порядка, связанные с деятельностью сознания или бессознательной сферы психики человека.
К первой группе паранормальных способностей можно отнести, например, долговременное сохранение тела в здоровом состоянии, длительную жизнь, употребление предельно малого количества пищи для поддержания жизнеспособности тела, регулирование физиологических процессов и восстановление здоровья без применения традиционных медикаментов и лекарственных средств западной медицины, способность переносить сильный холод или сильную жару, останавливать дыхание на длительное время, переносить или вовсе не чувствовать боль, изменять массу тела и др. Большая часть подобных физических способностей, по всей видимости, развиваются без специальных упражнений в результате правильного питания, правильного состояния сознания и правильного образа жизни. Другая часть – результат определенных упражнений психофизического характера.
К числу наиболее известных паранормальных психических способностей относятся – восприятие чужой ментальности (телепатия), знание будущего и прошлого, обретение невидимости для внешнего наблюдателя, знание сроков своей или чужой физической смерти, восприятие тонких существ из иных сфер бытия, развитая способность интуитивного познания, перенесение сознания из одного тела в другое, осознанная деятельность в тонком психическом мире, способность волевого управления живыми существами, психическое влияние на природные процессы и некоторые другие. Многие из отмеченных психических способностей отмечаются и комментируются, например, в третьей главе известных трактатов Патанджали и Вьясы, которая называется «О совершенных способностях». Различным аспектам проблемы сиддхи посвящены многочисленные тексты буддийской и даоской традиций. В книгах современной Агни Йоги сверхфизические возможности человеческого тела и духа так же упоминаются многократно, а иногда и поясняются с точки зрения психофизики.
Как древние, так и современные классики йогической философии не сомневались в возможности развития и использования паранормальных сил. Опираясь на анализ текстов, можно предполагать, что многое из того, о чем писали авторитеты йоги, им достаточно хорошо было известно на практике. Конечно, для наших современников заявления людей, которые жили в эпоху глубокой древности, или которых почти никто не видел (Махатмы) не всегда кажутся убедительными и заслуживающими доверия. Однако, к счастью, наука накопила достаточное количество свидетельств о проявлениях паранормальных способностей в не столь далеких от нас Х1Х и ХХ столетиях. Современным исследователям эти факты хорошо известны. В качестве небольшой иллюстрации, мы приведем некоторые примеры проявления необычных сил человеческого духа и тела, зафиксированных западными учеными и путешественниками.
В тайное учение тибетских буддийских йогов, - писала известная французская исследовательница духовной культуры Тибета Александра Дэвид-Ниль, - в качестве одного из традиционных разделов входила телепатия. На Западе явление телепатии было известно давно, однако имело случайный характер и происходило, как правило, помимо воли человека. В Тибете телепатию считали практической наукой, поддающейся изучению. Ей могли заниматься ученики, получившие необходимую подготовку и обладающие соответствующими способностями для применения теоретических знаний на практике. Продвинутые тибетские мистики могли по желанию иметь телепатическую связь со своими учениками. А некоторые утверждали, что такая связь могла быть установлена с любым живым существом, включая животных. А. Дэвид-Ниль полагала, что подобные телепатические способности возникали как побочный результат духовного совершенства мастеров тибетского буддизма и их глубоких познаний законов психики. (См. Дэвид-Ниль А. Маги и мистики Тибета. – Ростов-на Дону, 1991.)
В этом смысле интересно, что значительная часть текстов популярного учения Агни Йоги в прошлом веке была записана благодаря способности Елены Рерих воспринимать мысленные послания от ее восточных Учителей Мудрости. Обстоятельства появления Агни Йоги теперь доступны широкому изучению и красноречиво свидетельствуют об этом факте весьма необычного литературно-философского сотрудничества.
Но как возможна телепатия в принципе и не есть ли это нарушение законов природы? Разумеется, ни о каком нарушении природных закономерностей речь не идет. А теоретическое объяснение этого феномена может выглядеть достаточно просто. Сознание – единая психическая реальность континуального свойства. При соответствующей концентрации одной психической сферы (сознания-ума) на другой происходит их взаимодействие. При этом, воспринимаются только ментально-психические образы (содержания сознания) другого человека, а не их реальные источники – объекты, отражаемые в сознании. Здесь следует добавить, что такое возможно лишь в том случае, если сознание на самом деле является не просто субъективной реальностью, лишенной всякого материального субстрата, но субъективной реальностью, имеющей определенные материальные (полевые) носители. Опыты по изучению мыслей подтверждают это предположение и заставляют нас понимать мысль как особую энергоинформационную волну, распространяющуюся в тонком полевом континууме. Такие волны могут быть доступны фиксации и изучению.
Долгое время в академическом мире существовало убеждение, что телепатия принадлежит к числу паранормальных явлений, постоянно ускользающих от строгого научного анализа. Новейшие работы опровергают эту точку зрения. Так, группа российских исследователей под руководством С.В. Сперанского, проводя экспериментальное изучение телепатических способностей, пришла к выводу, что «капризность» этого явления сильно преувеличена из-за недостатка адекватных методов исследования. Опыты на животных при должном методологическом обеспечении, полагают исследователи, открывают возможности систематического изучения телепатических способностей человека, причем без отказа от обычных требований, предъявляемых к научному эксперименту. (См. Сперанский С.В. Телепатия как банальность // Сознание и физическая реальность. – М.: Фолиум, 1996. – Том 1. № 3.)
Интересное описание древнего тибетского обряда приводил авторитетный русский востоковед Юрий Рерих, имевший возможность наблюдать это необычное действо лично в Лахуле (Северо-Западные Гималаи). Среди множества народных обрядов, писал исследователь Востока, в Тибете существует один, который пользуется особым почитанием, а исполнители его считаются обладателями сверхъестественных сил, которые и позволяют им проводить опасную церемонию. Суть обряда заключается в разбивании огромного валуна, который кладут на голое тело йога, другим огромным валуном. Валуны раскалываются на куски, но испытуемый остается невредимым. Очевидно, что не физическая, но некая иная сила позволяет йогу сохранить жизнь и здоровье в подобных испытаниях, финал которых для обычного человека должен оказаться трагическим. (См. Рерих Ю.Н. Обряд разбивания камня // Рериховский вестник. Публикации – сообщения – исследования. Выпуск 5. – Извара-С-Пб.-М., 1992.)
Способность человека к произвольной тепловой саморегуляции в экстремальных условиях, при наличии определенной подготовки, вероятно, уже ни у кого не вызывает сомнений. Возможно, кто то из читателей и сам принадлежит к числу так называемых «моржей» и способен без ущерба для здоровья искупаться в ледяной воде в морозную зимнюю погоду. Но это, оказывается, далеко не предел в развитии соответствующих способностей противостояния холоду. Многие исследователи Востока описывали практику овладения внутренней тепловой энергией (тумо), которая давала тибетским йогам если не полную, то, во всяком случае, весьма значительную власть над неблагоприятными температурными условиями.
Экзамен на звание респа («тот, кто носит одежду из бумажной ткани» - мастер тибетской тумо-йоги) предполагал следующий обряд. В морозную ночь кандидаты совершенно нагие садились на землю рядом с прорубью. В ледяную воду окунали простыни, которые тут же замерзали на пронизывающем ветру. Каждый ученик оборачивался таким замерзшим куском ткани и должен был отогреть и высушить его теплом собственного тела. Тот, кто высушивал за ночь наибольшее количество таких ледяных простыней и объявлялся победителем состязания. Более того, некоторые йоги-отшельники живут в ледяных горных пещерах всю зиму, имея легкую летнюю одежду или не имея ее совсем. Кроме меня, писала Александра Дэвид-Ниль, их видели очень многие. В том числе и альпинисты, покорявшие вершины Эвереста.
Одним из самых поразительных примеров власти духа над плотью является способность некоторых йогов останавливать жизненные процессы на определенное время, а затем возобновлять их. Подобный феномен описывали, в частности, такие широко известные исследователи культуры Востока, как русский философ, путешественник и общественный деятель Елена Блаватская, а также английский специалист по тибетскому буддизму и йоге из Оксфорда В. Эванс-Вентц.
Установлено, отмечал Эванс-Вентц, что существуют мастера йоги, которые обладают способностями останавливать жизненные процессы тела до состояния подобного смерти. Одним из самых известных случаев подобного рода был случай с йогом Садху Харидас, феномен которого был зафиксирован специальной комиссией. Этот йог был зарыт в землю живым под наблюдением махараджи Лахора Ранджиет Сингха. Ящик, в котором захоронили йога, был опломбирован королевской печатью, а на могиле было посеяно и проросло ячменное зерно, которое должно было свидетельствовать о том, что могила сохранила свою неприкосновенность в течение установленного срока. Место захоронения было окружено стеной и круглосуточно охранялось солдатами.
Когда спустя несколько месяцев йога откопали, его лицо было также чисто выбрито, как и перед погребением. Садху пришел в себя, начал дышать и восстановил свое сознание. Стороннему наблюдателю могло показаться, что человек очнулся от глубого сна. Но для науки здесь удивительно то, что во время своего четырехмесячного «сна» человек совершенно не дышал, не ел и не пил. По мнению доктора Эванс-Вентца, в высших состояниях йогической медитации циркуляция крови замедляется почти до полного прекращения, а дыхание исчезает. Происходят и другие существенные изменения в физиологических процессах жизнедеятельности тела, которые позволяет говорить о том, что в теле полностью «просветленного существа» дыхание, пульс, циркуляторная и нервная системы совершенно отличаются от тех же характеристик обычного человека. (См. Эванс-Вентц В.И. Тибетская Йога и тайные доктрины. / Пер. с англ. – Киев, 1993.)
Феномены йоги заставили многих исследователей усомниться в истинности классической научной антропологии и посмотреть на человека как на существо значительно более сложное и загадочное, нежели это казалось наивным материалистам Х1Х и позитивистам ХХ веков. Оказалось, что человек это не только «физиологический организм, управляемый мозгом», но и неизведанный мир сознания – особая психическая реальность, которая существует практически независимо от организма и связана с реальностью духовного инобытия - еще более загадочного, чем человеческое сознание. Здесь йога выступает проводником человеческого сознания в иной мир – внутренний психокосмос, который до сих пор остается недоступен телескопам, микроскопам, компьютерам и иным творениям технического гения науки.
Современные исследователи духовной культуры Востока начинают понимать, что йога, оказывается, это не просто абстрактная мистическая философия и экзотическая гимнастика для психики и тела, но серьезная практическая наука, открывающая человеку множество неизвестных горизонтов и возможностей. Но, как и всякая другая наука, она не прощает легкомысленности там, где требуется большой опыт и твердая рука специалиста. В частности, самостоятельные эксперименты по развитию паранормальных сил не менее опасны, чем разминирование неизвестного заряда. Строго говоря, йога сама по себе является достаточно сложной, крутой, а потому опасной тропой к совершенству. Об этом, в частности, определенно предупреждали последователей авторы Агни Йоги. Глубинное преображение человеческой природы и ассимиляция тонких космических энергий не могут происходить легко и безопасно. Слишком сложен и трудно управляем этот процесс. Однако когда он дополнительно осложняется легкомысленностью в сфере психофизических феноменов, последствия могут быть самыми непредсказуемыми.
Возвращаясь к подлинным целям духовной йоги во всех ее исторических модификациях, следует отметить, что высшим феноменальным достижением йога, самой совершенной его способностью, конечно, всегда считалось духовное преображение собственной природы и освобождение от власти материального бытия. Авторитеты йогической философии полагали, что человек-животное в результате йогической практики способен стать человеко-богом – сверхчеловеческой сущностью космического порядка. Это есть высшее таинство йоги, рядом с которым меркнут все низшие сиддхи от телепатии до энергии-тумо.
Классическая йога трактовала освобождение как достижение полной независимости Высшего Я - то есть Духа от сознания личного эго – то есть Низшего Я. Высшее Я – это Вселенское Сознание или некий трансцендентный Зритель. Понимание различия между ним и личным сознанием дает отделение Духа от мира материальных форм и личных эго. Личное сознание, утверждал Патанджали, существует не для себя, а для Вселенского Сознания – для Его жизненного опыта и для Его освобождения. Когда подвижник в результате йогической практики и духовных размышлений начинает осознавать эту мистическую истину, он перестает думать о себе как о неком обособленном материальном существе, обладающем телом, чувствами, мыслями и личным сознанием. Он понимает, что субъектом опыта и освобождения является Мировой Дух – Вселенское Сознание, а его личное сознание (Низшее Я) выступает лишь средством или промежуточным звеном в великом космическом бытии Мирового Духа.
Таким образом, освобождение в классической индийской йоге означает абсолютное существование энергии сознания, возвращающейся к самой себе. Это есть бытие Мирового Духа в неизменном состоянии высшей субъективной реальности вне влияния изменчивого мира материальных форм. Метафизика освобождения духа в современной Агни Йоге несколько отличается в своих акцентах от метафизики классической санкхья-йоги. Но в данном случае эти тонкости несущественны. Философские доктрины различных йогических систем в целом разделяют общий тезис о том, что Дух или Вселенское Сверхсознание – единственный настоящий субъект жизненного опыта в мирах материальных форм. Он же есть единственный космический Зритель величайшей драмы мировой эволюции, в которую вовлечены своей кармой различные живые существа. Чистая энергия Вселенского Сверхсознания вовсе не тождественна содержаниям сознания отдельных существ. Их личные сознания выступают средством, орудием или инструментом получения опыта трансцендентного космического Зрителя. Предметы внешнего мира являются объектами для личного сознания. Однако и само личное сознание со всеми своими содержаниями выступает объектом для истинного космического субъекта – Вселенского Сверхсознания.
Таким образом, личное сознание обладает субъектно-объектной природой – диалектической двойственностью, удивительным свойством двойного духовного зеркала, которое позволяет Вселенскому Сверхсознанию устанавливать связь с природной реальностью и, вместе с тем, не растворяться в ней. Когда разумное существо осознает Тайну сознания и ценой невероятных духовных усилий отделяет сверхличный аспект сознания от личного, – тогда путы материальной зависимости начинают ослабевать, и человеческий дух устремляется к абсолютному инобытию Вселенского Сверхсознания. Это и есть великое освобождение – избавление от замкнутости и узости личной психической сферы, от кармы, от пут и иллюзий изменчивого материального существования. Освобождение в классической и современной йоге – это мистический путь духа в иную реальность, существующую вне времени и пространства ограниченного природного мира. Это возвращение к истокам трансцендентного духовного бытия.
____________________________________________
Аблеев Сергей Рифатович, доктор философских наук.
НИИ социальных проблем РАЕН. Российский междисциплинарный проект комплексных исследований «Мистериум Магнум».