С.Р. Аблеев

доктор философских наук

МНОГОМЕРНАЯ ОНТОЛОГИЯ КОСМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

ВЕЩЕСТВО, ЭНЕРГИЯ, ИНФОРМАЦИЯ И
СТРУКТУРА КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ

Одной из важнейших инноваций философии и естествознания ХХ века явилась идея онтологической многомерности Космоса и человека. Многие столетия она разрабатывалась преимущественно в эзотерической и религиозной философии. Однако в прошлом веке достижения физики микромира (предполагаемая многомерность элементарных частиц) и интенсивное влияние философской метафизики заставили теоретиков переосмысливать традиционные представления о мегамире как однородном четырехмерном пространственно-временном континууме. Новое понимание таких научных понятий как «вакуум», «информация», «энергия», «пространство» играло в этом переосмыслении весьма не последнюю роль. Дополнительные теоретические аргументы идея многомерной онтологии получила и со стороны бурно развивающейся междисциплинарной информационно-энергетической концепции (И-Э концепции), в которой явления и объекты Природы рассматривались в тесной взаимосвязи с различными информационными и энергетическими процессами. Процессами, составляющими скрытую, ноуменальную сторону объективной физической реальности.

Современное естествознание доказывает, что любой процесс, протекающий в природе, необходимо имеет свой энергетический источник. Иными словами, всегда существует определённая сила биологического, химического, физического, психического либо иного характера, которая и вызывает конкретный вид движения. Следовательно, в отношении любого природного процесса можно сказать, что в своей глубинной сути он, как минимум, является энергетическим процессом. Справедливо и обратное утверждение: энергетические процессы в природе являются всеобщими.

О тесной взаимосвязи объектов макро и микромира с энергетическими процессами свидетельствует и установленное Альбертом Эйнштейном соотношение между массой и энергией (Е = м с2). Согласно данному соотношению, каждая масса покоя, т.е. вещество, имеет определённый энергетический эквивалент. Иногда физики говорят, что утверждение об эквивалентности массы и энергии является не совсем корректным. Нельзя говорить и о превращении массы в энергию и наоборот. Точнее, утверждают они, рассматривать превращение энергии покоя в другой вид энергии. Но, по всей видимости, принципиально от этого ничего не изменяется, ведь энергию покоя можно рассматривать лишь в том случае, если тело имеет массу покоя.

Для И-Э концепции важен философский смысл соотношения между массой и энергией. Он заключается в том, что в природе возможны качественные диалектические скачки -переходы материи из одного состояния (более плотного) в другое состояние (менее плотное) и обратно.

Читатель может заметить, что об этом известно каждому школьнику. Кто не знает о переходах вещества из одного агрегатного состояния в другое? Но дело в том, что здесь речь идёт о более сложных трансформациях материи, которые выходят за рамки молекулярного вида. Ведь молекула воды в любом агрегатном состоянии – пар, жидкость, лёд – остаётся сама собой. В И-Э концепции обосновывается возможность качественных переходов, которые происходят в более широких диапазонах – от одного материального состояния (формы) к другому. Забегая вперёд, отметим, что таких интегральных материальных состояний на современном этапе развития познания можно выделить четыре – вещественное, полевое (энергетические), информационное и пространственно-временное. При этом, три первые состояния следует понимать как модусы, то есть видоизменения пространственно-временного континуума Космоса.

Примером перехода вещества в полевое состояние (которое является энергетически более активированным) может послужить взаимодействие электронно-позитронной пары. Электрон и позитрон являются двумя практически одинаковыми частицами, имеющими равную массу покоя. Отличаются они лишь знаком заряда и магнитного момента. Столкновение электрона с позитроном ведёт их к аннигиляции, в результате которой вместо них возникает новая частица - γ-квант (фотон) или несколько γ-квантов, если энергия взаимодействия велика. Масса покоя γ-кванта равна нулю, а скорость равна скорости света. Так как γ-кванты не имеют массы покоя, они не могут быть названы веществом. Свойство инерции если и присуще γ-кванту, то по сравнению с электроном и позитроном в неизмеримо меньшей степени. Можно сказать, что это совершенно иной порядок инерции. Отмеченные свойства свидетельствуют о большей материальной утончённости γ-кванта по сравнению с электроном и позитроном. Рассмотренный процесс есть трансформация вещественного состояния материи в низшее энергетическое или полевое состояние. Возможны и обратные процессы. В результате взаимодействия фотонов могут появляться пары частица-античастица.

Необходимо пояснить, что используя понятия «вещественное состояние материи», «энергетическое состояние материи» и «информационное состояние материи», мы нередко абстрагируемся от конкретных естественнонаучных значений терминов «вещество», «энергия», «информация». Эти термины в И-Э концепции используются в самом широком философском смысле и подчас являются чистыми символами. Важнейшая идея, которую они призваны передать – это идея об иерархии состояний космической субстанции (духо-материи) по степени уплотнения, дифференциации и организованности, от чего напрямую зависит совокупность свойств тех или иных духо-материальных форм.

Помимо энергетических существует ещё один вид процессов, которые могут претендовать на статус всеобщих. Это – информационные процессы.

В ХХ веке основатель кибернетики Норберт Винер [1] поставил вопрос о подобии процессов связи и управления в машинах, живых организмах и их сообществах. Такие процессы могут быть сведены к нескольким видам: хранение, переработка и передача информации в форме сообщений, сигналов, импульсов, символов и т.д. Последовавшее бурное развитие кибернетики, информатики и ряда других смежных наук стимулировало учёных к дальнейшему переосмыслению роли процессов управления и информационного движения в живой и неживой природе. Оказалось, что можно достаточно уверенно утверждать не только подобие информационных взаимодействий там, где они существуют, но и тот факт, что самые различные явления, происходящие как в природе, так и в социальной сфере, в своей сущности являются не только энергетическими, но и информационными. Проникая в глубины мироздания, открывая новые формы движения материи, человек везде сталкивается с информационно-энергетическими преобразованиями. Все материальные объекты от самых простейших до высокоорганизованных систем, от микрочастиц до галактических образований космического масштаба оказываются подчинёнными их законам.

Рассмотрим два примера, которые показывают информационный аспект взаимодействия заряженных частиц и синтеза белков.

Пример 1. При взаимодействии между собой электрически заряженные частицы отталкиваются или притягиваются в зависимости от характера или знака их зарядов. Что заставляет частицы делать «правильный выбор», то есть в одном случае притягиваться, а в другом отталкиваться [2, 12]?

Можно предположить, что электромагнитное поле каким-то образом передает определенную информацию заряженным частицам, ориентируя их на сближение или расхождение. Мы не утверждаем, что существуют некие особые кванты поля, отвечающие исключительно за перенос информации. Однако достаточно очевидно, что электромагнитное взаимодействие (как и другие виды физических взаимодействий) имеет не только энергетическую, но и информационную природу. С философской точки зрения суть этого взаимодействия составляют процессы энерго-информационного обмена.

Поэтому, изучая принцип взаимодействия микрочастиц, мы должны рассматривать не просто обменный механизм тех или иных сил на основе полевого подхода, а энерго-информационный обмен. В таком случае, идея взаимодействия микрочастиц может быть выражена следующим образом.

«В основе взаимодействия объектов микромира находятся процессы информационно-энергетического обмена. Взаимные идентификации частиц, а также механизм реализации взаимодействий, осуществляются полевыми состояниями материи. Такие состояния – физические и трансфизические – являются переносчиками информации и энергетическими реализаторами её характера в соответствующих процессах».

Пример 2. Существование биологических организмов, как простейших, так и самых сложных, связано с многоканальной системой согласованных химических реакций. Они бывают окислительными и восстановительными и осуществляются при неизменном участии нуклеиновых кислот и молекул белков. Постоянно в результате химических реакций происходит разрушение всех белковых структур в организме, но так же неизменно эти процессы компенсируются непрерывным синтезом белков. Такой синтез, осуществляющийся в клетках организма, происходит благодаря нуклеиновым кислотам ДНК и РНК.

Целый комплекс исследований, в которых участвовали многие учёные, показал, что основной функцией ДНК является передача по наследству генетической информации. Параллельно молекулы ДНК выполняют функцию своеобразного кода, по которому происходят все виды синтезов белковых молекул.

В процессах превращения закодированной в ДНК информации решающая роль принадлежит РНК, которые имеют некоторые отличия от ДНК по массе, составу сахаров и азотистому основанию. Информационная РНК, синтезируемая в ядре клетки, воспроизводит в своей структуре последовательность азотистых оснований ДНК, участвующей в синтезе. Иными словами, генетический код переписывается с молекулы ДНК на молекулу информационной РНК. Из ядра клетки они поступают в рибосомы и передают информацию о характеристиках синтеза белка. Транспортировка и присоединение отдельных аминокислот к месту синтеза производится транспортными РНК.

Не существуй механизма записи такой информации, а также механизма её передачи, синтез белков был бы невозможен. Аналогично, при отсутствии генетической информации воспроизведение живыми белковыми организмами себе подобных явилось бы неразрешимой проблемой [3]. Таким образом, и на клеточном уровне биологическое вещество поддерживает своё существование и получает возможность дальнейшего совершенствования во многом благодаря информационно-энергетическим процессам.

Итак, можно утверждать, что информационные и энергетические процессы являются всеобщими. Учитывая следующие постулаты: а) вещество имеет свой энергетический эквивалент, б) всеобщность информационных процессов, в) необходимость существования в природе особых супер-утончённых состояний космической субстанции, которые в И-Э концепции именуются информационными состояниями, имеет смысл предположение о существовании информационных эквивалентов как у вещества, так и у поля (энергетически активированных состояний материи). Отсюда мы выходим к одному из важнейших теоретических положений И-Э концепции – закону информационного эквивалента.

Закон информационного эквивалента.

«В природе не существует таких физических объектов, явлений и процессов, которые не имеют соответствующих информационных эквивалентов».

Получаем следующую цепь соответствий. Каждой массе покоя соответствует определённый энергетический эквивалент. Каждому энергетическому эквиваленту соответствует определённый информационный эквивалент.

М ~ Е ~ И (Где М – масса, Е – энергия, И – информация).

Отталкиваясь от формулы Эйнштейна, получаем следующую зависимость между энергией и информацией.

И = Е · Х (Где Х – неизвестный информационный коэффициент, величина которого может быть обусловлена важнейшими свойствами трансфизического информационного пространства).

Следовательно, зависимость между массой и информационной материей выглядит так.

М  =   Е  =   И    (Где с – скорость света).
         с2     Х·с2

Приведённая формула является гипотетической зависимостью самого общего характера, математически иллюстрирующей лишь общую идею информационного эквивалента.

Закон информационного эквивалента предполагает принцип информационного опережения объективных физических процессов:

«объективное овеществлённое существование объектов, явлений и процессов возможно только тогда, когда онтологически существует соответствующий информационно-энергетический аналог (оригинал), проявляющийся в физическом пространстве».

Данный принцип указывает на очень существенное воздействие И-Э сфер Космоса – многомерных миров – на физические сферы. Эта особенность две с половиной тысячи лет назад отмечалась великим античным мудрецом Платоном [21]. Когда он утверждал, что идеи существуют до конкретных вещей, им вовсе не предполагалось бытие некой «лошадности» до отдельных лошадей, как ошибочно думают некоторые философы, но лишь подчёркивалась бóльшая онтологическая значимость мира идей по сравнению с миром становления – земной сферой. С точки зрения И-Э концепции, афинский философ абсолютно прав. Зарождение событий происходит в трансфизических сферах, на И-Э уровнях Космоса, откуда они проецируются в плотные миры. Конечно, не следует это воспринимать слишком прямолинейно, буквально и однозначно. Взаимодействие тонкой и плотной пространственной сред имеет невообразимо сложный характер. Принцип информационного опережения вовсе не упрощает эту сложность, а только указывает на одну из важнейших её сторон.

Таким образом, информационно-энергетические процессы находятся у основания всевозможных явлений физической действительности.

Схема 1

И-Э процессы

Объекты и явления физической действительности

Схема 1 может быть конкретизирована и представлена несколько в ином виде, который показывает иерархию уровней космической реальности.

Схема 2

1 Информационный уровень
2 Полевой (энергетический) уровень
3 Вещественный уровень

Информационный уровень космической реальности является наивысшим и соответствует сфере ноуменов или сущностных свойств объектов. Вещественный уровень соответствует сфере явлений или феноменов. Это сфера физического вещества или плотно-материальных форм. «Плотность» здесь понимается не в узком физическом смысле (г/см3), а в отвлечённом философском, предполагающим сравнение с качественно иными состояниями субстанции – энергетическими и информационными. Сколько бы ни были неуловимы элементарные частицы квантовой физики, они являются слишком плотными объектами по отношению к информационным формам материи.

Приведённые уровни не исчерпывают многообразия космической реальности. Они есть только основные ее планы-состояния, о которых современное научное сознание может сформировать определённые представления. Существует целый ряд промежуточных состояний, а также внутриуровневых дифференциаций материи. Например, в некоторых системах Восточной философии разрабатывалась модель семиуровневого космоса. Существует более развёрнутая схема десяти Планов бытия: три из которых над-Космические, а семь составляют проявленный в объективное существование Космос. В эзотерических концепциях вводится более глубокое деление и каждого из основных Планов на подпланы, а последних по уровням плотности материи [8, 9, 14, 21, 24].

В настоящей концепции космологические аспекты и особенности дифференциации духо-материи на Космо-Планах не являются существенными. Тем более, что какая бы система дифференциации не была принята за исходную, любая из них явно или неявно подразумевает несколько основных уровней космического пространства [8, 9, 16, 21, 23], которые в И-Э концепции называются информационным, энергетическим и физическим (вещественным) уровнями. Эта идея вовсе не нова, так как со времён седой древности звучала во многих учениях. Например, в ведической философии (трилока – три сферы бытия), у последователей Герметической мудрости (Мир Физический, Мир Астральный, Мир Ментальный), в христианской метафизике (Мир Земной, Мир Духовный), в Учении Живой Этики (Мир Плотный, Мир Тонкий, Мир Огненный). Довольно очевидно, что за многообразием всевозможных определений и символизмов находится единое представление о многомерном Космосе [21, 24].

Рассматриваемые уровни не должны восприниматься как абсолютно обособленные. Они взаимосвязаны между собой, так как есть лишь различные состояния духо-материи, образующей планы целостного материального Космоса. Единый материальный Элемент, Изначальная Субстанция, Космический Субстрат, духо-материя – не имеет значения, каким из этих понятий будет обозначена исходная материальная основа, которая, проходя через многочисленные состояния и видоизменения, образует онтологический каскад космических уровней бытия. В своём наиболее утончённом состоянии эта первичная Субстанция ближе всего соотносится с тем, что в современной науке называется Пространством, или, точнее, - Пространственно-временным континуумом. Многообразие материальных и духовных объектов Космоса есть многообразие видоизменений Изначального Пространства, которое является первичной объективной реальностью проявленного из Абсолюта бытия.

Схема 2 принимает следующий вид.

Схема 3

1

Информационный уровень Космоса – Информационное Пространство

2

Энергетический уровень Космоса – Энергетическое Пространство

3

Физический уровень Космоса – Физическое Пространство

Формы объективной материи зависят от состояния Пространства. Трёхмерное Пространство физического мира есть пространство физической материи. К ней, в первую очередь, относится вещество. Полевые состояния материи, изучавшиеся классической физикой, вероятно, следует воспринимать как переходные. Информационные поля к ним не относятся.

Энергетическое состояние материи образует своё Пространство, измерение которого выше трёх. Нет никаких оснований полагать Энергетическое Пространство, например, только четырёхмерным или семимерным. Можно предположить, что ближайшее к физическому миру состояние четырёхмерно (или пятимерно, если речь идет о пространственно-временном континууме). Но это не исключает и иных пространственных состояний Энергетического уровня Космоса, имеющих более высокое число размерностей. Описываемое в И-Э концепции Энергетическое Пространство есть то, что в философских учениях именуется Тонким Миром, Астральным Планом, Астральным Светом, внутренним Космосом, «иным» и «параллельным» Миром и другими понятиями.

Всевозможные информационные поля в совокупности образуют многомерное Информационное Пространство. Информационное состояние материи – предельно разреженное, но вместе с тем высокоорганизованное и активное – является той особой ноуменальной реальностью, которая в эзотерической философии и религиях традиционно обозначалась термином «дух». В системе Живой Этики Информационное Пространство в одном из своих аспектов образно называется Миром Огненным или ментальным планом. У Платона – это Мир Идей. По теософической модели – это высшие планы семиричного Космоса. Можно предполагать, что Информационное Пространство является непосредственным онтологическим основанием такого явления, как Космический Разум или Космическое Сознание.

Представление об Информационном, Энергетическом и Физическом Пространствах тесно увязано с определением философско-онтологического смысла понятий «информация», «энергия» и «вещество». Следуя исторической линии, начнём с энергии.

Возникший в древней греческой философии термин «энергия» означал определённое действие, способность на осуществление действия или действительность. Причём Аристотелем термин употреблялся для обозначения актуальной действительности объекта, некого активного действия, сопряженного с переходом от возможности к действительности. Поэтому «энергия» отличалась как от возможности или потенциальности этого действия, так и от реализованного действия, полного осуществления или результата этого осуществления – энтелехии.

Понятие, сначала выступавшее, казалось бы, далёкой от жизни абстракцией, с развитием естественных наук получило широкое распространение и стало уже использоваться для описания самых различных физических явлений и процессов. Появились потенциальная и кинетическая энергия, закон сохранения энергии, энергия химических связей, электрическая энергия, ядерная и психическая энергия.

Понятие «вещество» долгое время отождествлялось с понятием «материя». Иначе говоря, материальное многообразие мира сводилось только к веществу. С развитием квантовой физики эти два понятия были разведены. Термин «вещество» стал обозначать один из видов материи, который, в отличие от физических полей, обладал массой покоя. К веществу в настоящее время относят газы, жидкости, твёрдые тела, плазму. Предполагают и сверхплотное (нейтронное) состояние вещества.

Если предметная область терминов «вещество» и «энергия» в целом определена, то с «информацией» такой определённости до сих пор нет. В переводе с латинского «informatio означает – представление, ознакомление, понятие, разъяснение. Философские словари приводят несколько основных значений этого понятия. Так, например, в Философском энциклопедическом словаре [4, с.234] отмечаются следующие:

- сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чём-либо, передаваемые людьми;

- уменьшаемая, снимаемая неопределённость в результате получения сообщений;

- сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик;

- передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах неживой и живой природы.

Достаточно долгий период, вплоть до ХХ века, информация понималась лишь как совокупность сведений. Развитие новых областей науки и техники выявило ограниченность такой трактовки. Требовалось более широкое и фундаментальное определение информации, которое не только бы расширяло понимание этого явления в конкретных науках, но и выходило бы за их рамки к философским, мировоззренческим аспектам.

В том, что понятие «информация» имеет фундаментальное значение, теперь практически не сомневаются [1, 6, 10, 11, 15, 17, 18, 19]. Однако вопрос о сфере его применения до сих пор не решён. Одни выступают за соотнесение информации только с сознательными существами. Другие предлагают рассматривать информацию как качество живых и самоуправляемых объектов. Наиболее радикальный подход связан с распространением информации, или точнее – информационных процессов на все материальные объекты. Такой подход с точки зрения И-Э концепции представляется наиболее конструктивным. В ней предметная область понятия «информация» распространяется на всю космическую реальность. Об этом, в частности, свидетельствует приведённый выше закон информационного эквивалента.

Необходимый для нас онтологический смысл понятий «вещество», «энергия» и «информация» может быть выведен из соотнесения трёх основных состояний материи – вещественного, энергетического, информационного. Некоторые аспекты иерархической зависимости данных состояний уже отмечались. Теперь сформулируем их более конкретно.

Вещество, с точки зрения И-Э концепции, есть реализованная, осуществлённая возможность объективации космической субстанции до стадии плотной и конечной физической формы в трёхмерном пространстве. Можно также сказать, что вещество – это аристотелевская энтелехия, понимаемая как реализованная объективация космической субстанции. Реализованность или осуществлённость в данном случае не есть предел, но только воплощение в предельные (или околопредельные) формы материальной эволюции, которые приобретают высочайшие степени уплотнения, дифференциации и ограничения. Это есть кристаллизация бесконечного Духа (Информационного Пространства) в конечную Материю (материальные структуры Физического Пространства) – величайший процесс инволюции беспредельного в определённое. Но эта инволюция - лишь этап в более масштабном процессе Всекосмической универсальной Эволюции. Последняя на этом этапе не заканчивается, она только видоизменяется и использует плотные формы (принцип ограничения) для дальнейшего развития жизни и сознания. И однажды предельное и конечное в новом качестве снова возвращается (должно возвратиться -?) в беспредельное и бесконечное.

Энергия – актуальная возможность объективной реализации некоторого явления или процесса. Это активизированный, возбуждённый ноумен, который благодаря такому состоянию создаёт возможность своего объективного проявления в тех или иных аспектах.

Интересно в этой связи обратить внимание на одну мысль весьма авторитетного в ХХ веке физика Вернера Гейзенберга. Говоря о реальности элементарных частиц, существование и движение которых, разумеется, напрямую связано со сложными энергетическими процессами, он замечает, что «атомы и элементарные частицы реальны не в такой степени [как явления повседневной жизни – С.А.]. Они образуют скорее мир тенденций или возможностей, чем мир вещей или фактов» [5, с.117]. И это закономерно, ведь энергетическая сфера по отношению к сфере вещественной и есть пространство возможностей, которые осуществляются или не осуществляются в зависимости от начальных и привходящих обстоятельств.

Ноумен символизирует собой глубинную информационную сущность явления или процесса. Эта сущность – Информационное Пространство в одном из своих модусов. Энергетическая материя – это информационная материя в активированном и, вместе с тем, уплотнённом состоянии.

Если в абстрактном смысле понятие «энергия» символизирует возможность реализации явления или процесса, т.е. указывает на актуальное бытие некой силы, способной осуществить (и осуществляющей) данное явление, то понятие «информация» или «информационная сущность» указывает на принципиальное существование явления в природе или возможность возможности его реализации.

В широком смысле информацию можно понимать как совокупность существенных или (и) акциденциальных характеристик определённого объекта, субъекта, явления или процесса. Но с онтологической точки зрения, т.е. когда речь идёт не об информации вообще, а о высших состояниях информационной материи, она является абстрактным полем сущностных характеристик (сущностью или ноуменом) объекта, позволяющим ему существовать в объективном виде – т.е. как определённое явление (феномен). Если утверждается, что абстрактная система сущностных свойств явления (его информационный аналог) онтологически не существует или не может существовать, то соответствующее ему явление в принципе невозможно ни на Энергетическом, ни на Вещественном планах Космоса.

Отцы кибернетики Н. Винер и К. Шеннон интуитивно почувствовали, что информация есть объективное явление. Более того, для Шеннона информация имела физический смысл. Он предполагал, что с ней можно оперировать, как и с другими физическими величинами, – массой или энергией. В информационной теории управления считается возможным рассматривать информацию как «характеристику некой материальной сущности, обладающей законами сохранения…»[6,с.124]. Этот подход в настоящей теории поддерживается, углубляется и развивается.

Информационная материя относится к высочайшим сферам космического пространства. Они могут рассматриваться как многомерные ноумены плотных сфер. Информационные поля, восходящие к наивысшему Информационному Пространству Космоса, соответствуют наиболее утончённым состояниям проявленной из недр Абсолюта духо-материи. Как высшее Информационное Пространство является Вселенским Сознанием или Космическим Разумом в трансцендентно-космологическом смысле, так низшие информационные поля соответствуют сознаниям отдельных разумных существ.

Информационные состояния материи по сравнению с веществом и энергией изучены менее всего. Но они так же познаваемы, как и другие состояния. Информационная материя, будучи самым утончённым из известных материальных состояний, подчиняется закономерностям, которые, по всей видимости, значительно отличаются от законов взаимодействия вещества.

Одним из наиболее загадочных информационных процессов, природа которого до сих пор остается неизученными, является процесс объективации информационной материи. Теоретически можно сказать, что информационные поля объективируются через свои возбуждённые, т.е. энергетические состояния, которые оформляются в вещественные объекты. Следуя этой точке зрения, можно предполагать, что, например, элементарные частицы современной физики, скажем, кварки, не исчерпывают своим физическим проявлением всей картины того многомерного, сложного состояния субстанции, которое в нашем сознании воспринимается как кварк. Объективный или физический кварк, таким образом, есть лишь своего рода проекция в физическое пространство особого энергетического состояния (т.е. энергетического кварка), а этот в свою очередь есть возбуждённое Информационное Пространство – ноумен, в самой сути которого закодирована абстрактная система свойств того явления, которое изучается нами в физическом мире.

Когда некоторые физики говорят, что объективный макромир есть всего лишь сложным образом структурированное (скрученное) пространство – они говорят истину [12]. Она может быть дополнена, вероятно, только единственным замечанием: это пространство является не просто физическим вакуумом – пустотой, а особым континуальным состоянием материи без каких-либо форм [13, 14]. Оно может быть названо «информационным вакуумом». Не в смысле отсутствия информации. А как раз, наоборот, – в смысле информационной насыщенности вакуума. Мы именуем это состояние Информационным Пространством Космоса (ИПК).

Тут подчёркивается другая диалектическая характеристика пустого Пространства – оно не во всех смыслах является пустым, так как выступает тончайшим носителем Информации обо всём космическом бытии. Следовательно, справедливо и такое утверждение: объективный мегамир есть лишь сложным образом структурированная (объективированная) Информация. Именно поэтому сознание как информационно-энергетическая сила может влиять на все процессы в Космосе.

Информационно-энергетические объективации можно разделить на два вида. Первый – естественные И-Э объективации, происходящие в природе без участия разумных существ в их человеческом понимании. Второй – сознательные И-Э объективации, происходящие под влиянием сознания разумного существа. Разделение это во многом условно, так как естественные процессы в природе, как правило, не являются результатом действия хаотических, слепых сил стихии и контролируются определёнными организующими факторами, которые с некоторой долей символизма могут быть обозначены как Разумные Законы Космоса.

Наиболее ярким примером сознательных И-Э объективаций является феномен способности «крияшакти», пользуясь которой, некоторые мастера Йоги могут, например, написанные в воображении строки письма проявить на чистом листе бумаги без помощи письменных принадлежностей, химических реактивов и технических средств [8, 9, 25]. Научное изучение такого рода феноменов ещё впереди. В теоретическом плане его отправными точками являются закон информационного эквивалента и одна из аксиом движения информационной материи – аксиома И-Э объективации.

Другой, более грубый, но всё же не менее интересный пример – банальный процесс вывода информации из памяти компьютера на лист бумаги. В этом случае некие информационные поля, существующие в файлах компьютера, объективируются в физические тексты на бумаге. Действие системы компьютер-принтер является примитивным техническим аналогом процесса объективации субъективных ментальных картин сознания при помощи духовной силы «крияшакти».

Возможность перехода разреженной, не имеющей формы и ограничений информационной материи в плотные состояния с высокой ограниченностью объясняется, по всей видимости, свёртыванием, или как говорят физики, компактификацией, размерностей (пространственно-временной метрики) Космического Пространства [12]. Космическое Информационное Пространство в своих высших аспектах, по всей видимости, имеет предельно высокую размерность. Теоретически она может стремиться к бесконечности. Энергетическое Пространство - во многом более ограниченное, структурированное и поляризованное. За увеличение дезинтеграции материи, нарастание поляризации и объективации нужно чем-то «платить». Эта плата – уменьшение размерности (т.е. степеней свободы) Пространства.

В ограниченных условиях Физического мира информационные состояния материи становятся ещё более плотными и поляризованными. Но нарастание поляризации, т.е. энергии противостояния противоположностей, вызывает нарастание движения, которое в своей высшей форме выливается в эволюцию. Процессы развития духо-материи напрямую зависят от трансформации Пространства.

Общая линия трансформации – как бы выкручивание Пространства извне вовнутрь с образованием областей с уменьшающейся размерностью, которые заключаются одна в другую. Чем меньше число размерностей, тем более ограниченной будет область, и тем плотнее будут её материальные формы.

В заключение необходимо обратить внимание, что при описании сложных абстрактных процессов невозможно избежать определённых искажений и двусмысленностей. Многомерная космическая реальность не может быть адекватно представлена в плоских логических конструкциях «трёхмерного языка». Поэтому здесь использовались специальные символы и формализации. Хотя, конечно, любой философский или научный текст всегда символичен – в большей либо меньшей степени. Он не передаёт и не может передать всю полноту рассматриваемого аспекта Истины [23]. Наибольшее, на что может рассчитывать исследователь, занимающийся изучением фундаментальных вопросов мироздания, - что его ментальные образы, спроецированные творческим процессом на бумагу, помогут другим исследователям устремить свою мысль в соответствующем направлении.

 

______________________________

Литература

1. Винер Н. Кибернетика: или управление и связь в животном и машине. М.: Наука, 1983.

2. Наумов А.И. Физика атомного ядра и элементарных частиц. М.: Просвещение, 1964.

3. Уотсен Д. Двойная спираль. М.: Мир, 1969.

4. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983.

5. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.

6. Петров Б.Н., Петров В.В., Уланов Г.М. и др. Начала информационной теории управления. // Итоги науки и техники. Серия: Автоматика и радиоэлектроника. Выпуск.: Техническая кибернетика.-Т. 4.- М., 1972.

7. Шарден П.Т. Феномен человека. – М., 1987.

8. Письма Махатм: Пер. с англ. – Самара, 1993.

9. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. – В 2-х т. – М.: Прогресс, 1992.

10. Урсул А.Д. Природа информации. – М.: Политиздат, 1968.

11. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. – М., 1993.

12. Девис П. Суперсила: Пер. с англ. – М.: Мир, 1989.

13. Бинги В.Н., Акимов А.Е. О физике и психо-физике. – М.: МНТЦ ВЕНТ, 1993.

14. Шипов Г.И. Теория физического вакуума. – М.: НТ-центр, 1993.

15. Волченко В.Н., Дульнева Г.Н., Акимов А.Е. Информационно-энергетические взаимодействия в живой природе. – М.: МНТЦ ВЕНТ, 1993.

16. Волченко В.Н. Неизбежность, реальность и постижимость тонкого мира // Сознание и физическая реальность. – 1996. – Том 1. № 1-2.

17. Волченко В.Н. Информационная модель сознания в номогенезе: философский, естественнонаучный и социально-психологический аспекты // Сознание и физическая реальность. – 1999. – Том 4. №1-3.

18. Манеев А.К. Гипотеза биополевой формации человека // Человек в социальном мире: проблемы, исследования, перспективы. – Тула-Москва: НИИ СП РАЕН, 2002. – Выпуск 1 (№8).

19. Яшин А.А. Информационный обмен в живой и неживой природе и информационная виртуальная реальность // Человек в социальном мире: проблемы, исследования, перспективы. – Тула-Москва: НИИ СП РАЕН, 2002. – Выпуск 1 (№8).

20. Яшин А.А. Виртуальная реальность и «параллельные миры»: фундаментальные истоки // Человек в социальном мире: проблемы, исследования, перспективы. – Тула-Москва: НИИ СП РАЕН, 2002. – Выпуск 2 (№9).

21. Аблеев С.Р. Философские основания идеи космической эволюции человека и их историческая динамика // Мир Огненный. – 1997, № 12, 13.

22. Аблеев С.Р. Антропогенез с точки зрения эзотерической науки: исходные положения и следствия // Сознание и физическая реальность. – 1999. – Том 4, № 3.

23. Аблеев С.Р. Несколько философских штрихов к новой научной картине мира // Человек в социальном мире: проблемы, исследования, перспективы. – Тула: ЮК РС МПА, 2000. - № 4.

24. Аблеев С.Р. Онтологические аспекты эзотерической метафизики: Абсолют, дух, материя // Человек в социальном мире: проблемы, исследования. Перспективы. – Тула - Москва: НИИ СП РАЕН, 2001. - № 5.

25. Аблеев С.Р. Тайна происхождения человека. Сокровенная Мудрость Востока и космо-эволюционная гипотеза антропогенеза в свете новых научных тенденций. – Тула - Донецк: Мистериум Магнум – Орифламма – АИПЭ, 2002.

Информация об авторе: Аблеев Сергей Рифатович, доктор философских наук,Тульский институт экономики и информатики.