Украинская идея как составная часть русской идеи в контексте общечеловеческих ценностей

Джура С. Г. (ДонНТУ г. Донецк, Украина)

 Идея страны – не то, что она
думает о себе, а что Бог
думает о ней в Вечности.
Вл. Соловьёв

В данной статье сделана попытка взглянуть на украинскую национальную идею с точки зрения общечеловеческих ценностей и эволюционного развития всего человечества, идеей, в которой, по мнению автора, ведущее место принадлежит русской идее на современном этапе развития человечества. Причем здесь имеется в виду грядущая Россия, в которой есть место и Белой Руси – Белоруссии и Киевской Руси – Украине.

 Предварительные замечания. Начал писать эту статью, чтобы самому разобраться в этом непростом вопросе. Старался, насколько это возможно, делать акцент на научной стороне вопроса и как можно дальше от политики, но, видимо, это не всегда получилось, слишком уж больная тема. Здесь вспоминаются слова Е.И.Рерих: „Кто-то раз сказал, что ведать и вести политику страны могут лишь специалисты, но на это один очень умный человек возразил – «Но беда в том, что невозможно ограничить или определить, где начинаются и кончаются пределы политики. Каждый гражданин страны вольно или невольно только и делает, что творит политику. Потому самая лучшая мера для улучшения всякой политики – это начать с правильного воспитания и образования народа в духе дружелюбия и неограниченного познавания»».

Введение в проблему. За годы независимости Украина породила множество вопросов, главный из которых – отсутствие сформулированной национальной идеи. Это, конечно вопрос не одного исследователя, а как минимум для целого объединения ученых, таких как институты стратегических исследований. Поэтому эта статья не претендует на окончательное решение этой проблемы, а лишь показывает перспективные пути ее решения и указывает на тупиковые направления. Автор не раз обращался с предложением обсудить этот вопрос в институт стратегических исследований Украины, также через прессу /1/, но пока заинтересованного ответа не получил.

Проблема национальной идентичности украинцев. Перед народом Украины стоит вопрос о поиске национальной идентичности. Это вопрос не новый для многих народов. Так в ДонНТУ была издана книга /2/ о поиске национальной идентичности немецкого народа. Это долгий и, порой, мучительный путь. Аналогичную проблему решает сейчас и украинский народ, и путь поиска истины его также тернист. От решения данного вопроса зависит и вопрос о национальной идее Украины (вернее, они взаимно увязаны).

Анализ существующего информационного поля показывает: вопрос национальной идеи сегодня актуален, но пока размышления вокруг этой проблемы больше похожи на плач Ярославны, нежели на тот конструктивный диалог, который может дать Украине новую точку отсчета. Что такое «общенациональная идея», на каких основах она может быть создана — на национализме титульной нации, национальном интересе, патриотизме, на «мессианской цели»?

Сегодня мы видим, что национальная идея отождествляется с идеей украинского народа. Причем понятие «украинский народ» понимается не как «люди, живущие в Украине», а как «украинцы». Это отразилось в одном из лозунгов последней избирательной кампании: «Украина для украинцев». Звучит тревожно, практически как Германия для немцев и т.д. То есть это не национальная, а националистическая идея, исторически многократно потерпевшая крах…

Само существование Украины как государства вызывает множество вопросов и порождает множество проблем. Политика "оранжевой" политической элиты ведет государство к кризису.   Стабильная Украина может существовать как полиэтническое государство, в котором   уважаются права и свободы всех наций. Но политический курс направлен в другую сторону...  Национальный вопрос - это очень опасный вопрос.   Это бумеранг, который снесет голову тому политику, который его запустит в пространство. И создается такое впечатление, что он уже запущен.   Строить стабильность на национализме - это, мягко говоря, не дальновидно.

Может ли национальная идея основываться на интересах одного этноса? Будет ли она жизнестойка, если не учтет интересы других народов? Сможет ли при таком позиционировании сохранить территориальную целостность многонациональное государство?

Национальная идея — это не ассорти из исторических символов, привлекательных лозунгов и социальных благ в национальной упаковке, а общая цель и долгосрочная стратегия развития данного общества. Чтобы цель стала действительно всеобщей, а готовность ей следовать, не взирая на возможные жертвы, передавалась от поколения к поколению, необходимо несколько обязательных условий.

Национальная идея станет объединяющей, по мнению авторов /3/ и созидающей, если будет:

— во-первых, транснациональной, транссоциальной и транстерриториальной, т.е. одинаково привлекательной для абсолютного большинства населения страны, не взирая на национальность, социальный статус и место жительства;

— во-вторых, базироваться на системе национальных ценностей и приоритетов, историческом опыте побед и свершений, а не поражений и национального унижения;

— в-третьих, отвечать духовным и материальным интересам современного общества.

Серьезным вызовом Новейшей истории, человечества в целом и всем мировым религиям стал вызов со стороны национальной идеи этничности. Ценой огромных жертв человечеству удалось преодолеть в веке минувшем вызов расизма и национальной исключительности: те, кто были очевидцами этого ада на земле, невольно задавались вопросом: где был Бог, когда пылали печи концлагерей, когда целые народы подлежали геноциду, как политически неблагонадежные или этнически неполноценные. Однако и сегодня продолжаются национальные, нередко связанные с религиозным фактором войны, этнические чистки, происходит геноцид. Очевидно, что распад многонациональных государств и появление новых национальных и в XXI столетии будет представлять вызов всему человечеству, основным правам человека, общественной безопасности, стабильности, целостности мироздания /3/.

В реальной жизни религиозные и национальные факторы тесно переплетены. Фактор национализма ставит очень острые вопросы перед всеми мировыми религиями. Даже те из них, которые по сути своей проповедуют справедливость, дело мира и примирения, нередко оказывают свою поддержку той или иной радикальной партии, выступают на стороне какой-то одной нации или народа, берут на себя миссию формирования нации или государственного строительства.

Выход автору работы видится в наднациональном подходе – синтетической философии Востока и кросскультурном синтезе Живой Этики.  Этот подход аргументирован на ряде международных конференций и выражен в совместной работе /4/.

Таким образом, Украина не избежала вызова со стороны национального фактора, который оказался тесно переплетенным с религиозным. В итоге, с одной стороны, не удовлетворены основные национальные интересы ни одной из населяющих Украину наций и народностей, в том числе и так называемой титульной — украинской. С другой же — достаточно демократическое законодательство Украины о свободе совести и религиозных организаций оказалось недееспособным противостоять антидемократическим методам решения государством церковных вопросов из-за своих узко политических, окрашенных национализмом, интересов.

В первые годы независимости национализм функционировал в качестве новой, «государственно-национальной», в кавычках, религии. Его мифы стали национальной историей, и история Украины в очередной раз подверглась переписыванию, оставаясь при этом не менее идеологизированной, тенденциозной и обремененной мифами, чем в предыдущие столетия.

Самоуправляемая экономически Украинская православная церковь однозначно трактовалась как церковь не украинская — русская, зависимая в вопросах и церковных, и политических от Москвы. Тогдашний президент Украины открыто заявил, что в независимом государстве и церковь должна быть независимой от внешних религиозно-политических центров. Верховная Рада Украины приняла постановление, не отмененное по сей день о неправомочности избрания предстоятелем Украинской православной церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, "узаконив" таким образом, в качестве "национальной державной церкви" самопровозглашенный киевский патриархат. Национализм и политический произвол в церковной сфере привели к глубокому болезненному и продолжительному расколу Православия в Украине.

Этнические русские в Украине составляют 22,1%. Другое дело, что украино-русские отношения в Украине имеют свою специфику, очень много этнических украинцев идентифицируют себя с русской культурой и что не контрастирует с их этническим происхождением.

С этим не считаться в Украине невозможно. Разве не показателен пример того, что 41% киевлян, уже после провозглашения украинского языка государственным, высказался против его обязательного введения в системе образования. Даже в Львовской епархии среди поляков греко-католиков, которых менее всего можно заподозрить как "агентов влияния Москвы", 7,1% назвали русский своим родным языком /3/.

Однако и русские, и поляки и украинцы являются гражданами Украины, законодательство которой исключает возможность дискриминации их по национальному или вероисповедному признаку.

Однако почему же православные христиане Украины не сумели хотя бы свести к минимуму разрушительный потенциал этничности, избежав разделения. Ведь во всех этих событиях роль национализма была одной из определяющих. Почему национальные чувства у тех, кто называет себя христианами, сумели вытеснить самую суть из учения Христа, что для христианина первично? Верность Христу или национальная принадлежность? — На все эти вопросы давно дан однозначный ответ, но он лежит исключительно в духовной плоскости. А сегодняшнее разделение православных в Украине — свидетельство серьезного поражения национализма /3/.

Однако Евангелие четко разграничивает принадлежащее Богу и Кесарю. Даже тогда, когда Церкви приходилось выполнять в истории роль главного социального и духовного института, возложенная на нее миссия заставляла ее сохранять отстраненность и преодолевать во имя этой отстраненности самые разнообразнейшие затруднения.

История Церкви свидетельствует, что диалог между Церковью и обществом, как правило, имел конфликтный характер. Разумеется, в обществе аккумулировано немало положительных ценностей, которые Церковь не только признает, но и усваивает, однако присутствует в нем и дух "мира сего". Неизменные внешние вызовы неизбежно будут сопровождаться внутренними в лоне самой Церкви. Одним из таких вызовов стал вызов национализма, одновременно и внешний, и внутренний. Поэтому сегодня так актуален вопрос о сущности христианского патриотизма.

Вот описание нынешней ситуации  в видении духовно-партиотического союза: «Предательство как национальная идея Украины» /5/. И вот как это аргументируется: „Формирование «национальной идеологии» современной Украины происходит на историческом примере изменников, предателей и убийц, из которых «оранжевые» формируют пантеон своих «героев».  При переходе от социализма к капитализму, по словам М.Н.Задорнова - „Взяли самое плохое от капитализма и забыли все лучшее от социализма”. Это печально. Другая почти противоположная точка зрения «Национальная идея Украины – Гармония» Сергея Гороха /6/. Это точка зрения всеукраинского аналитическо-исследовательского центра „Родовое джерело” родовых экопоселений, но никак не связанная с официальной точкой зрения, которую так яро претворяют в жизнь чиновники – это украинизацию. Но известно, что язык является средством выражения идеи и никак не может быть самой идеей. Идею можно выразить на разных языках и идея от этого не пострадает.

Итак, национальная идея — это гласный договор между гражданином и государством о взаимных обязательствах и гарантиях, принципах личной и общественной жизни, этическая платформа, позволяющая человеку причислять себя к определенной нации, гордиться этой принадлежностью и передать это чувство по наследству.

Сформулированная национальная идея должна выполнить функцию своего рода меморандума, в котором объявляются цели, оговариваются механизмы их достижения и предоставляются гарантии всем участникам интеграционного процесса.

Так и ложная национальная идея неизбежно будет девальвироваться и требовать все больше средств на свое обеспечение вплоть до полного банкротства. А за банкротством идеологии следует экономический крах государства.

Демократическая национальная идея — это виза для Украины, стремящейся в Евросоюз. До сих пор остается не ясной детализация этого направления. То есть официальная точка зрения на этот вопрос не сформулирована до сих пор. Таким образом, страна уподоблена самолету, который летит в никуда. Пассажирам приходится гадать, что решит экипаж уже в самом полете (вот недавно выяснили, что экипаж хочет в НАТО, а большинство пассажиров лайнера, как известно, - обратного мнения). Эта ситуация неразрешенности вектора развития тревожит народ. Тезис о Евроинтеграции, и тем более о Евроатлантической интеграции тоже не выдерживает критики, ибо никаких референдумов не было и это точка зрения отдельных особ государства, выражающих мнение тех стран, благодаря которым они там оказались. И тут на ум приходит первый вариант вышеприведенного обзора о том, что совершено и продолжает совершаться грандиозное предательство интересов всех народов населяющих Украину.  Как говорил отец Павел Флоренский: «Известно, что страна, которая не служит истине и не заботиться о благе своих граждан – обречена».

Симптоматично, что в стране „торжествующей демократии”, например, не показывают фильм „Необъявленная война” /7/. По мнению авторов этого фильма, война на нашей территории уже началась и ведётся без объявления, то есть не по правилам. Эта тема искажается, либо замалчивается всеми СМИ на Украине. После вступления в Евросоюз обещанного благополучия не наступило... Об этом говорят жители Венгрии, Польши, Прибалтики. Разрушение экономики, социальной сферы, образования, здравоохранения, происшедшее в странах, вступивших в ЕС, начало реализовываться на Украине. На очереди - Россия. Об успешной операции под названием "Оранжевая революция" говорят известные политики, депутаты и общественные деятели. Политическая элита Украины, не спрашивая мнения своего народа, определила Европейский путь развития и экспортирует оранжевую революцию на территории Белоруссии и России.

Несколько слов о политической элите Украины. Советник предыдущего Президента Украины еще во время правления предыдущего Президента в своем выступлении по телевидению сказал буквально следующее: «Политической элиты в ее высоком значении в Украине не существует». На самом деле эту элиту еще нужно сформировать и воспитать. Поэтому пока что элита Украины порой представляет собой сообщества о которых французский философ Ж.Э.Ренан писал: «Народ – это сообщество, объединяемой ложной оценкой прошлого и ненавистью к своим соседям» /8/…  Вспоминается известный тезис о том, что история учит лишь тому, что ничему не учит…

Одна из центральных украинских газет „Зеркало недели” /9/ по сути дела констатирует факт отсутствия выработанной национальной идеи. В своем резюме автор /9/ предлагает провести «…исследование интересов и ценностей различных слоев, на основе которого посредством системного общественного обсуждения будет осуществлен переход к адекватному определению общеукраинской национальной идеи» /9/. Возникает резонный вопрос, а вообще есть ли решение этого сокраментального вопроса? Научно обоснованную и исторически подробно разобранный ответ на этот вопрос делал проф. Д.Я.Бондаренко из Санкт-Петербурга с характерным названием, отвечающим на поставленный выше вопрос /10/, которую начинает двумя эпиграфами: «Как комета, появляется, как правило, укра­инский вопрос на политическом небе Европы каждый раз, когда для России наступает критический момент» /11/. «Мы живем в удивительное время, когда соз­даются искусственные государства, искусст­венные народы и искусственные языки» /12/. Автор этой работы подчеркивает, что «украинская идея не поддается рациональ­ному объяснению вообще… Сравним, для примера, стремление к независи­мости США в 1770-х, и стремление к независимости Украины в 1990-х го­дах. В Североамериканских колониях стремление к независимости было сформулировано в работе Т. Пэйна «Здравый смысл», где рационально объясняется, что независимость необходима для создания лучших эконо­мических и социальных условий. В украинском варианте независимость стала необъяснимой самоцелью, которая требует подчинения человече­ских сил и не гарантирует лучших социальных условий. Современная ук­раинская государственность выгодна чиновникам, но абсолютно невыгод­на народу, которому она несет только лишения. Собственно, украинская национальная идея сейчас эксплуатируется только чиновничьим аппара­том, опасающимся потерять собственное доходное место» /10/. Далее подробно рассмотрена полемика М.С. Грушевского, который вместо «великой единой и неделимой России» выдвинул идею «Соборной самостийной Украины от Кубани до Карпат» /12/ с Линниченко И. А. /13/. Подробно рассмотрено происхождение украинского сепаратизма /14/. Украинский вектор развития был сформулирован М.С.Грушевским. Труды М.С. Грушевского, с точки зрения А.В. Стороженко, отличаются лютой ненавистью к России, к самим названиям: «Русь», «русский»; отвращением к власти, взамен — культ революции; необычайная симпатия к иностранному завоеванию России.

Возвращаясь к вопросу о терминах «Украина» или «Русь», следует сказать, что, князь А.М. Волконский, также находясь в эмиграции, непрестанно вел полемику с представителями украинского движения, доказывая искусственность самого термина «Украина», т.к. исторически, согласно документам, как русским, так и западноевропейским, периода X–XX веков, эта земля всегда называлась Русской, Русью и Малой Русью (Rus Minor), а термин «украина» всегда употреблялся с маленькой буквы для обозначения окраины. Однако последний термин привился в народе уже благодаря большевикам и их политики «коренизации» или, в данном случае, «украинизации».

В том же 1914 году в Петербурге выходит в свет книга «Украинский вопрос», которая является достаточно интересным источником не только по основным положениям украинофильской пропаганды, но и по основ­ным обвинениям в адрес украинофилов со стороны русской патриотиче­ской общественности. В частности, в книге приводятся цитаты М. Юзефо-вича и П.А. Столыпина, явно свидетельствующие о том, что «в народных массах это движение корней не имеет» и «под видом культурно-просвети­тельских целей… содействуют возрождению украинского сепаратистского движения». В книге приводится также мнение П.Б. Струве, который в 1911-12 годах резко осуждал украинское движение, как стремление нару­шить этнографическую целость русской народности и раздвоить русскую культуру. Термин раздвоить, в данном случае, свидетельствует о том, что подобного движения в Белоруссии не существовало /16/. Основными обвинениями в адрес украинского движения было то, что оно является австрийско-польской и немецкой интригой, направленной против России.

И.А. Линниченко отметил, что независимость выгодна, прежде всего, небольшой части украинской элиты, которая получит возможность бесконтрольно эксплуатировать народ. Он также отметил опасность сепаратизма в период тяжелой войны, — сепаратизм на руку противникам России. Неясны причины сепаратизма, стремления оторваться от общей истории, от «общерусского тела» и «общерусского дела». Перед сепаратистами, по мнению И.А. Линниченко, стоит непреодолимая проблема доказать малороссам, что они отдельный народ, и что им необходимо отдельное государство. Симптоматично, что данное открытое письмо М.С. Грушевский оставил без ответа. Скорее всего, ему нечего было ответить, потому что он сам не понимал: зачем это все ему было нужно, но выполнял австрийский заказ /9/.

Линниченко продолжал развивать данную тему в статьях: «Малорусский сепаратизм» и в 1919 году «Существовала ли самобытная русская культура». В последней статье автор высказывает мысль о том, что русская культура и русский язык являются общими для всех трех ветвей восточного славянства, а не только великорусской, поэтому сепаратизм не имеет основания, когда говориться о борьбе за сохранение самобытной культуры.

Украинский сепаратизм, как доказано представителями русской доре­волюционной и эмигрантской историографии действительно являлся искусственной интригой австро-германских правящих кругов в борьбе с Росси­ей. Согласно М.Б. Смолину, «антирусская Русь», под видом украинофильства, поменяла в XX веке многих хозяев. Среди них были и австрийцы, и германцы, и американцы, но цель существования ее, во имя которой ее поддерживали, всегда одна: расчленение русской нации».

Украинский сепаратизм не получил поддержки широких народных масс на Украине, а, по замечанию Н. Рязановского, был распространен среди украинских интеллектуалов австрийской Галиции. Это связано, по мнению Р. Сервиса, с анархическими настроениями украинского кресть­янства — предполагаемой опоры националистов, для которой главным во­просом был вопрос о собственности на землю.

Отсутствие поддержки собственного народа украинские сепаратисты пытались компенсировать опорой на иностранное военное и политическое вмешательство. Так было в периоды I и II Мировых войн, так продолжает­ся и сейчас» /10/.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что украинская национальная идея, или украинский сепаратизм, есть не что иное как социальная утопия, плод воображения представителей украинофильской интеллигенции, не имеющая ничего общего с истинными народными интересами и народны­ми самоопределением. Если и можно говорить об украинской идее, то только в контексте русской идеи и общечеловеческих ценностей.

Необходимость базирования на знании принципиально иного характера. Очевидно, что знания ХХI века – века глобализации, века объединения человечества должны иметь принципиально иной характер /8/. Полагаем, что об этих знаниях говорили авторы из СПб /17/.

Есть знания, которые могут принести пользу всем людям, или большинству из них. Такие знания могут считаться знаниями всего человечества. Так как в них заинтересованы все люди, они долж­ны в каком-то смысле организовываться, чтобы обеспечить решение следующих задач.

1. Обеспечить максимальный (бесплатный) доступ к этим знаниям практически всех людей. Книги (библиотеки), газеты, радио, телевидение, листовки, Internet, Synergonet. Это средства, при помощи которых увеличивается выживаемость как отдельных людей, так и всего человечества как сложной самоорганизующейся системы.

Любая образованная людьми структура, которая препятствует си­лой, финансовыми ограничениями, сообщением ложной информа­ции, распространению именно такого знания, ухудшает будущее всего человечества, а, следовательно, и отдельных его квантов, с точки зре­ния человечества как волны является преступной. Это положение может стать критерием преступности и тоталитарности тех или иных режимов, независимо от того, насколько демократическими они себя считают. Одним из главных, а может быть и самым главным крите­рием преступности власти становится в настоящее время не только число убитых этой властью людей, но и количество общего знания человечества, не доведенное бесплатным путем до всех членов общества.

2.   Обеспечить всем людям, участвующим в получении и распространении знаний, необходимых всему человечеству для выживания как единой волны, достойное существование. Здесь встает проблема материального и информационного существования ученых, педагогов, журналистов, представителей культуры, религиозных деятелей.... /17/

Полагаю, что украинская национальная идея совпадает с русской национальной идеей  и принадлежит к этому знанию всего человечества и данная конференция есть вохможность довести это знание до всех людей бесплатным путем. Украинская (читайте русская) национальная идея напрямую связана с вектором развития всего человечества.

Крестовый поход против Культуры, частью которого является нынешнее искажение вектора развития человечества и подмена ценностей указанным выше путем, известна. У России (Украины) всегда были серьезные враги, которым русская (украинская) национальная идея не нужна. Им нужна территория, население которой объединяет футбол и бокс, пиво и марки мобильных операторов – и не больше.

Население, для которого самым важным является полный желудок и самый новый мобильный телефон, с ограниченным кругом духовных и культурных потребностей, с гибкой моралью – убогие рабы без собственных ценностей, которые живут за подачки и ждут зрелищ. 

Подмена национальной идеи коротко- и среднесрочными целями повышения личного благосостояния граждан и конкурентоспособности экономики – эта как подмена фундамента дома окнами и дверными щеколдами. Это – последствие стратегической слепоты современной так называемой "правящей элиты" /18/.

 Данном контксте вопрос «Кто виноват?» - риторичен. Тогда возникает второй извечный вопрос: «Что делать?» Попробуем найти ответ и на него.  Поскольку мир переживает переход от одной парадигмы к другой (одного научного мировоззрения к другом). Автор этих строк в совместной работе /4/ на предыдущей конференции обосновывал не только важность смены парадигм, а и смену синтагмы – стратегического взгляда на мир ибо человечество в целом стоит перед опасностью завершения своего существования как вида (все виды кризисов говорят об этом). Единственным верным выходом видится следующее - обращение к синтетической философии древности, данной на этом этапе развития человечества и определяющей вектор развития всей планеты Земля и по сути выражающий волю Бога. Определяющим является тот факт, что ведущей в этом контексте выбрана Россия. Это подтверждается тем, что на протяжении веков человечеству даются религии и новые учения на том языке, народам которого предопределено самим Богом выполнить эволюционное предназначение (см. эпиграф этой статьи). Не секрет, что таким народом является русский народ и все народы, которые считают русский язык своим родным языком.

Вот нескоторые, наиболее знаковые подтверждения этой точки зрения из эзотерических источников: ...Ничто не бывает случайно. Получатель Учения не случаен, и язык избран по надобности. Можно видеть, как Наставления давались на разных языках, и всегда эти условия соответствовали важным обстоятельст­вам, которые имели и мировое значение. Так, язык, на котором дается Учение, своего рода дар известному народу. Не подумай­те, что тем самым Учение теряет мировое значение. Каждая истина общечеловечна, но каждый народ имеет свое задание, и каждый народ имеет свою обязанность /18/.

За последнее, самое ответственное столетие, — точнее, с 1917 года — Россия уже дважды взрывает сознание всего мира, и кто бы что ни говорил, но переводит его на новый виток (принося в жертву себя). Теперь хочу процитировать еще несколько замечательных строк из писем Матери Агни Йоги:

«В безмерных страданиях и лишениях, среди голода, в крови и поте Россия приняла на себя бремя искания истины за всех и для всех. Россия — в искании и борении... Пафос истории почиет не на тех, кто самодоволен и сыт. Пламенные языки вдохновения нисходят... на тревожных духом; то крылья Ангела возмутили воду купели».

«В мире как будто нет перемен... кроме того, что в циви­лизованном мире более нет России... и в этом отсутствии — изменение. Ибо в своего рода «небытии» Россия в определенном смысле становится идеологическим средоточием мира» /19/.

Расцвет России есть залог благоденствия и мира всего мира. Гибель России есть гибель всего мира... Велики последствия взрыва в России! Очищенная и возрожденная на новых началах широкого народного сотрудничества и свободного культурного строительства, Россия станет оплотом истинного мира /19/.

Преподобный Лаврентий Черниговский говорил: «Наши родные слова – Русь и русский. Нельзя забывать, что было крещение Руси, а не крещение Украины. Киев – это второй Иерусалим и мать русских городов. Киев без великой России и в отдельности от России немыслим. Слово «окраина» – это позорное и унизительное слово! …Поляки узаконили слова «Украина» и «украинцы», чтобы мы охотно забыли своё название русских и оторвались от Святой Православной Руси (…) Как нельзя разделить Пресвятую Троицу, Отца и Сына и святаго Духа, это Един Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это вместе Святая Русь. Знайте, помните и не забывайте»» /20/.

Мудрая любовь к Родине. Джон Кеннеди:  „У меня есть тысячи специалистов, чтобы построить пирамиду но нет ни одного знающего, а стоит ли ее строить…” Это высказывание говорит о потере вектора развития современной западной цивилизации. Единственным путем восстановить его есть древнее знание Востока. Приведем позицию эзотерической философии, выраженной Е.И.Рерих по вопросу шовинизма, которым на наш взгляд больна Украина: «Также высказываемые Вами причины отказа издательств печатать труды Рихарда Яковлевича свидетельствуют о заболевании шовинизмом. Эта психическая эпидемия охватила сейчас многие страны, и с нею здоровые элементы должны бороться, ибо она приводит к опасным последствиям во всех смыслах. Я горжусь, что принадлежу к стране, вмещающей бесконечное разнообразие народностей, свободно принимавшей и впитывавшей все особенности этих народностей и добровольно учившейся от своих соседей, широко и гостеприимно открывая перед ними все возможности. На все народности, населявшие нашу страну, я смотрела как на членов единой семьи, и в позднейшие годы, когда судьба привела меня вокруг света и заставила жить в разных странах, я всюду чувствовала себя не чужой и от всего сердца полюбила страну, нас приютившую. Каждый должен любить свою родину, но любовь эта должна быть мудрой. Безрассудная любовь к родине так же опасна, как и безрассудная, пристрастная любовь к своим детям. Нужно стремиться настолько расширить свой умственный горизонт, чтобы понять, где и в чем лежит благосостояние страны и куда устремлена мировая эволюция, чтобы попасть в ее непреложный ритм. Только тогда можем мы назваться истинными патриотами. В истории немало примеров гибели стран от шовинистически настроенных представителей ее. Шовинизм близок к ненависти, но ненависть ослепляет, потому шовинизм самый плохой советчик».

«Любовь к Родине, конечно, чувство прекрасное, но шовинизм есть его антипод. Из шовинизма рождаются все самые ужасные качества, именно шовинизм является породителем всяких видов войны. Просмотрите историю культуры и увидите, что ничего великого не было создано шовинистически настроенными умами. Шовинизм есть темница духа. Мы должны преисполниться доверием к Высшей Справедливости, не к той справедливости, которая нам лично удобна и понятна, но которая взвешена на безошибочных кармических весах. Более, чем когда-либо, необходимо сейчас ознакомиться с правдивой историей народов и их стран, тем расширить свое суждение и хотя бы отчасти понять смысл совершающегося. Армагеддон знаменует конец определенного Цикла. В огне и грозе происходит переустройство мира. Не только Земля, но вся Вселенная в великом напряжении. Напряжение растет не только в сражениях, но и во внутреннем разложении, потому так важно где только возможно вносить хотя бы признаки единения и доброжелательства. Не будем разжигать ненависть, ибо каждая капля ее сжигает лучшие накопления».

«Несколько выдающихся физиков работают сегодня над проблемой извлечения внутренней энергии атома и овладения ею на благо человечества – или на его беду. Учитывая современное интеллектуальное, моральное и экономическое положение наших "властителей мысли" и их последователей, а также тот факт, что внутриатомная энергия одного фунта обычной материи превосходит по разрушительной силе миллион тонн динамита, будем надеяться, что тайна высвобождения внутриатомной энергии и овладения ею не будет раскрыта ни сегодня, ни в этом столетии» («Основы электричества») /21/.

Поскольку Е.И.Рерих цитирует из журнала «Основы электричества», то приведет позицию на этот счет одного из самых загадочных ученых ХХ века Николы Тесла: «Чего нам сейчас больше всего не хватает, так это тесных контактов и лучшего взаимопонимания между отдельными людьми и сообществами во всем мире. Исключить же необходимо фанатичную приверженность возвеличенным идеалам национального эгоизма и гордыни, которая всегда готова ввергнуть мир в первобытное варварство и раздоры. Никакой союз или какой-либо законодательный акт никогда не предотвратят такого рода бедствие. Это только новый способ, чтобы отдать слабых во власть сильных… /22/.

Математические модели искусственного интеллекта как ориентир для выработки поведения стран на международной арене. Математическое моделирование уже не раз спасало человечество от гибели (вспомним расчеты академика Н.Н.Моисеева о том, что победителей в атомной войне не будет). Сейчас же в нашем контексте важен результат математического моделирования в области искусственного интеллекта, где машины могут дать пример лучшей стратегии сотрудничества, что вполне согласно с эзотерическим подходом. Вот что пишет автор работы /23/: «В 1974 году философ и психолог Анатолий Рапапорт из Торонтского университета высказывает мысль о том, что самая эффективная манера общения людей заключается в: 1. Сотрудничестве; 2. Обмене; 3. Прощении. Другими словами, если индивидуум, структура или группа сталкиваются с другими индивидуумами, структурами или группами, им выгоднее всего искать союза. Затем важно, по закону взаимного обмена, отплатить партнеру тем, что получаешь от него. Если он вам помогает, помогите, если он нападает на вас, нападите в ответ, таким же образом и с той же интенсивностью. И, наконец, надо простить и снова предложить сотрудничество.

В 1979 году математик Роберт Аксельрод организовал конкурс между автономными компьютерными программами, способными реагировать, подобно живым существам. Единственным условием было: каждая программа должна быть обеспечена средством коммуникации и иметь возможность дискутировать с соседями.

Роберт Аксельрод получил четырнадцать дискет с программами, которые прислали его коллеги из разных университетов. Каждая программа предлагала разные модели поведения (в самых простых — два варианта образа действий, в самых сложных — сотня). Победитель должен был набрать наибольшее количество баллов.

Некоторые программы пытались как можно быстрее начать эксплуатировать соседа, украсть у него баллы и сменить партнера. Другие старались действовать в одиночку, ревниво охраняя свои достижения и избегая контакта с теми, кто способен их украсть. Были программы с такими правилами поведения: «Если кто-то проявляет враждебность, нужно попросить его изменить свое отношение, затем наказать». Или: «Сотрудничать, а затем неожиданно предать».
Каждая из программ двести раз вступала в борьбу с каждой из конкуренток. Программа Анатолия Рапапорта, вооруженная моделью поведения СВОП (Сотрудничество, Взаимный Обмен, Прощение) вышла победительницей.

Более того, программа СВОП, помещенная наугад в гущу других программ и сначала проигрывавшая агрессивным соседкам, не только одержала победу, но и «заразила» остальных, как только ей дали немного времени. Соперницы поняли, что ее тактика наиболее эффективна для зарабатывания очков, и подстроились под нее. Проверка временем доказала правильность метода. Дело тут не в доброте, а в вашей собственной выгоде, доказанной компьютерными программами». То есть даже искусственный интеллект показывает нам как нам нужно работать. То есть здесь эволюционная сущность машин просто удивительна. Математическое моделирование дает нам вектор развития!

Возвращаясь к пророчествам Лаврентия Черниговского и подводя итог, можно сказать, что Киев – это колыбель Православной Руси. Киев – это Удел Богородицы. Киевские земли благословил и поставил здесь крест первый званный Христом святой апостол Андрей. Неужели на эту древнюю землю допустит народ Украины слуг сатаны - и во власть, и в своё сердце?

Разумеется, всё, что предсказано Царицей Небесной, сбудется. Вот только какой ценой это придёт? Прольются ли реки крови, погибнут ли тысячи соблазнённых душ – всё это зависит от многих причин. И, прежде всего, от того, насколько мудрыми не только умом, но и сердцем будут политики и избранники многострадального украинского народа /21/.

Красота как критерий истинности теории. По словам лауреата Нобелевской премии английского физика Поля Дирака: «Начинать... следует с красивой математической теории. «Если она действительно красива,— говорит Дирак, — то она обязательно окажется прекрасной моделью важных физических явлений. Вот и нужно искать эти явления, развивать приложения красивой математической теории и интерпретировать их как предсказания новых законов физики», — так строится, по словам Дирака, вся новая физика, и релятивистская, и квантовая». Таким образом, из огромного количества математических моделей, которые могут быть созданы, Дирак предлагает выбирать «красивые» математические теории, которые и должны использоваться физиками для моделирования реальных физических явлений /24/.  Это же критерий истинности – красота – можно приложить и для поиска национальной идеи. На наш взгляд эзотерический подход синтезирует исторические, нравственные, культурные чаяния всех народов Украины и их братьев за рубежом. И эта точка зрения действительно красива. Не об это ли подходе говорил Ф.М.Достоевский своим бессмертным утверждением что «красота спасет мир», а Н.К.Рерих уточнил что «осознание красоты спасет мир»? Поэтому последуем заветам мудрых и устремимся к Красоте, Равенству и Братству! «Да живет всеславянское единение!» – пишет Н.К.Рерих в книге «Всеславянское». И добавляет в книге «Единство»: «Еще сильна основа лжи и враждебности. Еще живо все, что единству противоположно. Может быть надо еще пережить ступень обратную «самоопределения народностей», ступень противоречащую мировому единству. Но и здесь путь может быть. Пусть народности вспомнят свои корни. Пусть расчленяют на роды и кланы. Обессиленные очаги создадут новую необъятную волну единства. И новые люди скажут словами общечеловеческими. Мечта о единстве. Она также далека как и всемирная мечта о «золотом веке». Но она так же жизнеспособна ибо она повторяет лучшую мечту человечества».

Выводы. Таким образом. Национальная идея Украины, если она и существует, то она неразрывно связана с национальной идеей России, которая сама есть сейчас ведущая эволюционная идея мира. Никакой другой национальной идеи Украины не существует и быть не может. Все попытки сделать что-то искусственно в этом направлении есть лишь проблемы национального эгоизма группы людей, полагающих, что они имеют право говорить от имени всего народа Украины. Мы не претендуем на формулировку новой национальной идеи Украины. Мы говорим только о том, каким путем она должна идти. Полагаем, что расширили область поиска этой идеи и задали направление. Поэтому национальная идея России, а с ней и Украины и всего мира лежит в эволюционном постижении и самосовершенствовании. Ключом к этому является новая синтагма человечества, выраженная в древней мудрости на современном этапе развития планеты Земля – в Учении Живой Этики (Агни Йоги) и других эзотерических источниках. Где же еще так собрано и точно указаны эти приоритетные направления о грядущем Братстве, пути через Сердце и то, что именно на русском языке был дан последний из Высоких Заветов. Поэтому именно тем людям, которые считают своим родным русский язык и дано в первую очередь приложить это Учение к жизни, т.е. выполнить эволюционную миссию. Повторяю, что речь идет о грядущей России, эзотерически единой с Белой Русью (Белорусью) и Киевской Русью – Украиной.

Нужно отметить, что классика литературы издается предвзято сейчас в Украине. Классика русской и украинской литературы выходит практически кастрированная. Все, касающееся России беспощадно вымарывается (!). Так что же так боятся услышать нынешние горе-политики? Оказывается, это слова Тараса Бульбы, обращенные в века, а стало быть и к нам. Как актуально они звучат сейчас! Вот они: «Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы, все пропало; только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство; вот на чем стоит наше товарищество! нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать; но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя! но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь — и там люди! также Божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет! умные люди, да не те; такие же люди, да не те! нет, братцы; так любить, как русская душа, любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, а!.. — сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: — Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь в земле нашей: думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды, да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их; перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чеботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства; но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства; и проснется он когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками; схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество».

К Сергию пришел Святитель Алексий с вопросом – что делать? Сергий ответил: «Помоги земле Русской!» Когда Сергия спросили крестьяне, что делать? – Он ответил: «Помоги земле Русской!» Когда Минин обратился к Сергию, тогда пришел ответ: «Помоги земле Русской!» И как будто о трех Русях (Белой – Белоруссии, у Края – Украины, и Святой Руси) Он говорит: «Взирая на единство святой троицы побеждать ненавистную рознь мира сего». Так прислушаемся к этим Заветам!

 Литература:

 

1.              11. Джура С.Г. Ответ на вопрос «Что на Ваш взгляд должен сделать Президент?» // Газета «Вечерний Донецк», №12 (8068), 22 января 2005.

2.              2. Хабермас Ю. В поисках национальной идентичности.  Философские и научные статьи. – Донецк: Донбасс, 1999.

3.              3. Архиепископ Львовский и Галицкий Августин. К вопросу о сущности христианского партиотизма <http://www.voskres.ru/idea/holy.htm>

4.              4. Ковалев А.П., Откидач В.В., Джура С.Г. На пусти к новой синтагме // Мудрость дома Земля. О мировоззрении XXI века. Под ред. С.Г.Джуры, В.А.Янкиной, А.Б.Казанского. –  СПб-Донецк, 2007. – с. 160-169. http://ethics.roerich.com/doc/kultura/sintagma.htm

5.              5. Предательство как национальная идея Украины. http://www.novorossia.org/news/20081/171.htm

6.              6. Горох С. Национальная идея Украины – Гармония. http://dgerelo.org.ua/statti/nac_ideya_Ukrainy-garmoniya.htm

7.              7. Фильм „Необъявленная война” http://www.russtv.ru/content2/patriot/russ_otpor/otpor19.shtml

8.              8. Штеренберг М.И. Глобальные кризисы и реформа образования // Дельфис №2 (50), 2007. http://www.roerich.com/delfis/delphis_2007_2(50).djvu

9.              9. Ротовский А. Украинская национальная идея: от плача к конструктивному диалогу. Зачем нужна общенациональная идея Украине? // Зеркало недели №34 (613) 9-15 сентября 2006. http://www.zn.ua/1000/1030/54466/

10.          10. Бондаренко Д.Я. Украинская национальная идея как национальная утопия. http://ideashistory.org.ru/pdfs/39Bondarenko.pdf

11.          11. Донцов Д. Iсторiя розвитку украïнськоï державноï iдеï. К., 1991. С. 40.

12.          12. П.Е. Казанский (Цит. по: Смолин М.Б. «Украинский туман должен рассеяться и российское солнце взойдет». Украинофильство в России. Идеология раскола. // Украинский сепаратизм в России. Идеология на­ционального раскола. Сборник / Вступительная статья и комментарии М.Б. Смолина. М., 1998. С.)

13.          13. Линниченко И. А. Малорусский вопрос и автономия Малороссии. Открытое письмо М. Грушевскому. Пг.; Одесса, 1917.

14.          14. Ульянов Н. Происхождение украинского сепаратизма. М., 1996. С. 3-4

15.          15. Царинный А. Украинское движение. Краткий исторический очерк, преимущественно по личным воспоминаниям // Украинский сепаратизм в России. Идеология национального рас­кола. Сборник. / Вступительная статья и комментарии М.Б. Смолина. М., 1998. С. 178-179./

16.          16. Цитата из Циркуляра П.А Столыпина от 20 января 1910 года. Цит. по: Украинский вопрос. С. 101.

17.          17. Басин М.А., Шилович И.И. Путь в Synergonet. - СПб.: Норма, 2004.

18.          18. Крывдык О. «Украинская правда» http://www.pravda.com.ua/ru/news/2007/2/26/54974.htm

19.          19. «Надземное»   (2  ч.),   §468. http://www.roerich.com/zip/brtwo.zip

20.          20. Рерих Е.И. Письма. 1929-1938. В 2-х т. Т.1. - Мн.: Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992. http://www.roerich.com/zip/rerhltr1.zip

21.          21 .Пророчества Преподобного Лаврентия Черниговского. http://otechestvo.org.ua/main/20067/2110.htm

22.          22. Письма Е.И.Рерих. Том VII (1940-1947 гг.). - М.: МЦР, 2007. с.251. http://www.roerich.com/zip3/ei_7.zip

23.          23. Вебер Б. Энциклопедия относительного и Абсолютного знания. – М.: Рипол Классик, 2007.

24.          24. Тесла Н. Статьи. - Самара: Издательский дом "Агни", 2007. http://www.roerich.com/zip3/tesla_st.zip

25.          25. Стахов А.П. «Математика Гармонии» как новое междисцилинарное направление современной науки http://www.trinitas.ru/rus/doc/0232/004a/02321078.htm

            26. Гоголь Н.В. Тарас Бульба. http://ilibrary.ru/text/1070/p.11/index.html