С.Р. Аблеев
Освобождение сознания в философии и практике классической йоги
Как известно, освобождение сознания (духа) в классической индийской йоге воспринималось в качестве главной духовной цели, смысла жизни и морального долга человека. Этой цели полностью была подчинена как философская доктрина, так и практика классической санкхья-йоги. В главном трактате этой философской школы, то есть в «Йога-сутре», проблема освобождения проходит красной нитью через все части и кульминирует в заключительной четвертой части древнего манускрипта мудреца Патанджали. В известном трактате средневекового философа Вьясы «Йога-бхашья» тезисы Патанджали разъясняются и комментируются.
В предельно тезисном виде проблема освобождения, решаемая в отмеченных трактатах, может быть представлена следующим образом. Субъектом освобождения в классической йоге является вовсе не личное человеческое сознание, а его трансцендентный источник - Вселенское Сознание или Мировой Дух (Пуруша).Оно освобождается от материальной зависимости и связи с личными человеческими сознаниями (индивидуальными душами), которые в материальном мире выступают орудиями получения жизненного опыта Вселенского Сознания.Освобождение достигается через устранение аффектов сознания и их психических следов, ведущих (если они есть) к формированию кармы. Как устраняются аффекты сознания и их психические следы? Они устраняются благодаря духовному знанию, йогической практике и бесстрастию. Далее мы рассмотрим метафизику освобождения несколько подробнее и попытаемся проанализировать вышеприведенные тезисы йогической философии.
Итак, классическая йога понимает освобождение как достижение полной обособленности духовного сознания Высшего Я от сознания личного эго – то есть Низшего Я. Высшее Я – это Вселенское Сознание или трансцендентный Зритель. Понимание различия между ним и личным сознанием, полагали философы-йоги, дает обособление Духа от мира материальных форм и личных эго. Личное сознание, утверждает Патанджали, существует не для себя, а для Вселенского Сознания – для Его жизненного опыта и для Его освобождения. Когда йог в результате йогической практики и духовных размышлений начинает осознавать эту истину, он перестает думать о себе как о неком обособленном живом существе, обладающем телом, чувствами, мыслями и личным сознанием. Он понимает, что субъектом опыта и освобождения является Мировой Дух – Вселенское Сознание, а его личное сознание (Низшее Я) выступает лишь средством или промежуточным звеном в великом космическом бытии Мирового Духа [15, с.195-196].
Освобожденные духовные аспекты сознания остаются абсолютно неизменными и пребывают в своей собственной субъективности. Понятие «вечность изменений» для них не существует [15, с.199]. Таким образом, абсолютное освобождение в классической индийской йоге означает абсолютное существование энергии сознания, пребывающей в самой себе [15, с.199]. Это есть бытие Мирового Духа в состоянии высшей реальности вне влияния изменчивого мира материальных форм.
В данном случае Дух понимается как Вселенское Сверхсознание – единственный настоящий субъект жизненного опыта в мирах материальных форм. Он же есть единственный космический Зритель величайшей драмы мировой эволюции, в которую вовлечены своей кармой различные живые существа. Чистая энергия Вселенского Сверхсознания вовсе не тождественна содержаниям (фрагментам-репликам) сознания отдельных живых существ. Их личные сознания выступают только средством или инструментом получения опыта трансцендентного космического Зрителя. Предметы внешнего мира являются объектами для личного сознания. Однако диалектически и само личное сознание со всем своим содержаниям выступает объектом для истинного космического Субъекта – Вселенского Сверхсознания.
Таким образом, личное сознание в философии йоги обладает субъектно-объектной природой – диалектической двойственностью, феноменальным свойством двойного духовного зеркала, которое позволяет Вселенскому Сверхсознанию устанавливать связь с природной реальностью и, вместе с тем, не растворяться в ней. Когда разумное существо осознает эту тайну сознания и ценой невероятных духовных усилий отделяет сверхличный аспект сознания от личного, – тогда путы материальной зависимости начинают ослабевать, и человеческий дух устремляется к абсолютному Инобытию. Это и есть великое освобождение – избавление от замкнутости личного сознания, от цепей кармы и иллюзий изменчивого материального существования. Освобождение сознания в классической йоге – это путь духа в иную реальность, существующую вне времени и пространства ограниченного природного мира. Это возвращение к истокам Абсолютного духовного Бытия.
Какой же метод освобождения предполагает классическая индийская йога? Отвечая на этот вопрос, необходимо обратить внимание на одно важное обстоятельство. Философская система санкхья и основанная на ней философская система санкхья-йога, несмотря на достаточно созвучное миропонимание, по-разному представляли метод освобождения духа. Санкхья в качестве такого метода предполагала духовное познание. Однако классическая индийская йога, то есть санкхья-йога Патанджали-Вьясы, считала методом освобождения практику активных духовных усилий и сосредоточения (дисциплины) сознания. Идеология освобождения санкхьи получила свое дальнейшее отражение в системе джнани-йога («йоги познания»). А идеология и принципы освобождения санкхья-йоги легли в основу классической индийской раджа-йоги («царственной йоги»). Мы полагаем, что не следует слишком противопоставлять эти два метода освобождения, так как они на самом деле связаны между собой теснее, чем это кажется на первый взгляд. Вместе с тем, в теоретических целях следует учитывать, что классические санкхья-йога и раджа-йога в качестве метода освобождения предполагают духовную практику дисциплины сознания, в то время как системы санкхья и джнани-йога делают ставку на духовное знание.
Абсолютное освобождение Духа от Материи не может быть достигнуто иначе, полагает Патанджали, нежели через практику йоги. Но почему здесь необходима практика йоги? Потому, что главное в достижении освобождения – это избавление от «семян аффектов сознания». При устранении аффектов уничтожается корень кармы, разъясняет Вьяса, и мудрец достигает освобождения еще при жизни [15, с.197]. В будущем он более не будет связан с миром материальных форм, так как избавил свое сознание от ложных идей и привязанностей, ведущих к формированию кармы.
Корнем аффектов, понимаемых как ложные или негативные установки и содержания сознания, являются бессознательные психические следы-отпечатки (санскары) прошлых ментально-психических движений (вритти) сознания. Это есть скрытые, потенциальные психические тенденции, которые в определенных условиях могут проявиться в психике человека и породить соответствующие им актуальные содержания сознания. А среди них могут быть не только позитивные, но и негативные – аффективные состояния сознания. Поэтому для достижения освобождения йоги должны избавиться не только от беспорядочных ментально-психических движений, но и от бессознательных следов-отпечатков в собственной психике.
Как установить контроль над деятельностью сознания и бессознательного в психике человека? Для этого, собственно говоря, и необходима йога, понимаемая как прекращение беспорядочной деятельности сознания. Это достигается благодаря духовной практике сосредоточения сознания и бесстрастию. Иными словами, здесь используется специальная психотехника управления сознанием, которая на своих высших ступенях приводит сознание к высшей духовной дисциплине.
Почему для контроля над сознанием, а, следовательно, и для достижения освобождения, необходимо бесстрастие, то есть отсутствие чувственных страстей и равнодушие к чувственному наслаждению? Дело в том, что по наблюдениям мастеров йоги постоянные наслаждения порождают зависимость психики от чувственных вещей. Психика наполняется бессознательными отпечатками прошлых чувственных впечатлений, которые заставляют сознание устремляться в направлении чувственных объектов вновь и вновь. Вместо контроля сознания получается замкнутый круг постоянных влечений.
Но почему невозможно добиться бесстрастия через практику наслаждения? Потому, что постоянные наслаждения укрепляют влечение к чувственным объектам и, вместе с тем, усиливают искушенность чувств в наслаждении. Влечение формирует привязанность сознания к чувственным объектам, а искушенность заставляет искать наиболее приятные из них. Привязанность порождает постоянные страдания вследствие постоянной изменчивости чувственных объектов (потеря, болезнь, смерть, разрушение и т.д.). Искушенность порождает неизменные страдания вследствие возникающей неудовлетворенности обладаемым объектом и непрерывного поиска нового, неизведанного объекта наслаждения. Первый и второй поток страданий усиливают друг друга и нарушают внутреннее равновесие сознания, то есть бесстрастие. Поэтому достижение бесстрастия путем наслаждения есть наполнение сосуда без дна. Пока дно отсутствует, процесс наполнения будет длиться бесконечно. Что в нашем случае является таким «дном», позволяющим до краев наполнить «сосуд бесстрастия»? Это отвлечение органов чувств и сознания от того, что приносит наслаждение и постепенное развитие равнодушного отношения к приятному или неприятному.
Каждая наука о лечении болезней, объясняет Вьяса, имеет четыре важнейших раздела. Они посвящены самой болезни, причине болезни, исцелению и лекарствам от болезни. В таком случае наука освобождения от болезни обусловленного материального бытия включает следующие разделы. Круговорот материального бытия – это то, от чего необходимо избавиться, так это приносит страдания. Причина круговорота материального бытия – соединение духа и материи (в человеке) – эту причину необходимо устранить. Освобождение – прекращение соединения духа и материи (в человеке), то есть отделение Зрителя – Вселенского Сознания от инструмента его опыта – личного эго. Средство или путь освобождения – истинное знание [15, с.124].
Нетрудно заметить, что эта аналогия Вьясы (мы ее немного упростили для облегчения восприятия) напоминает четыре Благородные Истины учения Гаутамы Будды: жизнь есть страдание, страдание имеет причину – жажду материальной жизни, причину возможно устранить через устранение жажды материальной жизни, существует практический (восьмеричный) путь избавления от страданий. Сейчас уже трудно установить насколько буддизм повлиял на средневековых теоретиков йоги и, в частности, что побудило Вьясу привести такую схему причин зависимости и средств освобождения. Однако мы предполагаем, что созвучие ряда аспектов классической индийской йоги и буддизма объясняется не столько их влиянием друг на друга, сколько общим древним источником происхождения, источником, идеи которого в двух учениях получали порой различные философские интерпретации и практическое воплощение.
Указывая «истинное знание» в качестве средства освобождения, Вьяса не уходит на философские позиции системы санкхья. «Истинное знание» им понимается как «неколебимое различающее постижение», то есть знание о различии личного и Вселенского сознания – объекта и субъекта опыта [15, с.134]. Но такое знание появляется не само по себе, а в результате устранения «нечистоты сознания» (то есть его несовершенства) вспомогательными средствами йоги [15, с.135]. Для Патанджали, Вьясы и их последователей очевидно, что особое состояние сознания, ведущее человеческий дух к освобождению, есть следствие упорной йогической практики.
Что же такое вспомогательные средства йоги? А это и есть уже широко известные в современном мире восемь ступеней практической йоги. Первые пять из них называются бахиранга и являются «внешними средствами» йоги (яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара). Следующие три называются антаранга и являются «внутренними средствами» йоги (дхарана, дхьяна, самадхи). Первые пять лишь косвенно способствуют целям йоги. Они выполняют подготовительные функции этического, физического и психофизического характера. Последние три – это прямые средства или факторы осуществления целей йоги. Их объектом выступает то же самое, что является главным объектом йоги – это есть сознание или психический мир. Внутренние средства йоги помогают развить сосредоточение (дисциплину) сознания. Оно подчиняется контролю духа и становится его послушным инструментом.
Совершенно очевидно, что кардинальное отличие йоги от других философских школ состоит не столько в доктринальных аспектах, сколько в ее практической направленности. Йога – это не просто философская метафизика и отвлеченная этика. Подлинная йога есть, прежде всего, практическая система духовного совершенствования, целью которого является мистическое освобождение человеческого духа от власти материи. Эта система включает детально разработанные методы психофизической практики и психотехники управления сознанием, на которых мы остановимся далее.
В самом начале первой главы своего легендарного трактата Патанджали заявляет:
Йога есть прекращение деятельности сознания.
Тогда Зритель пребывает в собственной форме.
В других случаях – сходство с деятельностью [ сознания ] [ 15, с.88 ].
В этих строчках, собственно говоря, и заключается главная метафизическая идея классической йоги. Выше мы отметили, что здесь предполагается не сознание вообще, а сознание личного эго, то есть ограниченное человеческое сознание, беспорядочная активность которого препятствует внутреннему восприятию иной реальности – высшего духовного Инобытия. Эта реальность есть не что иное, как Сверхсознание. Почти всегда, по крайней мере, в условиях обыденной жизни, оно прочно скрыто психической сферой личного эго человека. Настолько прочно, что большинство из нас о нем ничего не подозревает в течение всей жизни.
Но что такое личное эго? Это обособленная психическая сфера человека, включающая его персональное сознание и низшие бессознательные слои психики. Психическая сфера обычного человека находится в постоянном хаотическом движении, источником которого являются импульсы его сознания или бессознательного. Оно не прекращается ни в бодрствующем состоянии, ни во сне. Такое движение порождает, образно говоря, рябь или даже волны на поверхности психосферы человека. В результате она не может отражать свет Высшей Реальности, – то есть эманации Сверхсознания. Поэтому воплощенный в человеке дух отождествляет себя с ограниченным сознанием своего эго («сходство с деятельность сознания»). Когда же беспорядочная активность сознания останавливается, дух прозревает свою истинную сущность (энергия Сверхсознания), которая вечна, бесконечна и абсолютно свободна от каких-либо ограничений. Тогда Зритель, говорит Патанджали, «пребывает в своей собственной форме». Это означает, что Сверхсознание, отражаясь в зеркале упорядоченного психического мира человека, возвращается к себе – к своей истинной форме и осознает само себя.
«Йога-сутра» рассматривает пять видов деятельности сознания (загрязненных и незагрязненных). Это есть: истинное познание (к нему относятся чувственное восприятие, рациональное умозаключение и авторитетное свидетельство); заблуждение (это ложное знание, – то есть знание, которое не соответствует своему реальному объекту); ментальное конструирование (оно лишено объективной основы и проистекает из вербального знания); сон (специфическая деятельность сознания, особый опыт); память (ее Патанджали понимает как сохранение прошлого опыта).
Как же можно добиться прекращения этих беспорядочных, непрерывно сменяющих друг друга видов деятельности сознания? Их прекращение достигается, учит Патанджали, благодаря практике и бесстрастию [15, с.92]. Практика – это определенные психотехнические упражнения, направленные на развитие способности сохранять устойчивость сознания. Бесстрастие есть особое состояние внутреннего мира человека, когда он совершенно не подвержен влечению к различным чувственным объектам и целям – еде, объектам сексуального притяжения, деньгам, власти, материальным благам и др.
Прекращение беспорядочной деятельности сознания через практику и бесстрастие в йоге называется сознательным сосредоточением. Почему именно сознательным? Потому, что оно, по мнению древних йогов, сопровождается такими аспектами сознания, как избирательность, рефлексия, блаженство и самосознание [15, с. 94].
Кроме сознательного существует еще один, более высокий вид сосредоточения, – бессознательное сосредоточение. Оно означает полную остановку деятельности сознания, когда остаются только бессознательные психические импульсы (санскары). Вьяса объясняет, что методом достижения бессознательного сосредоточения является высшее бесстрастие. Психотехническая практика работы сознания с объектом в качестве опоры сознания здесь уже не может помочь. Опорой бессознательного сосредоточения не может быть объект, обладающий предметными свойствами. Это может быть только причина остановки деятельности сознания, в которой нет никакой предметности.
Метод достижения бессознательного сосредоточения в классической йоге опирается на пять основных элементов – веру, энергию, памятование, созерцание и мудрость. Что они означают и как связаны между собой? Вера, понимаемая в качестве ментальной определенности или ясности, порождает внутреннюю силу – психическую энергию. Развитие психической энергии дает укрепление памяти об объектах. Памятование об объектах порождает невозмутимость и сконцентрированность сознания. Сконцентрированность сознания открывает свет высшей мудрости. Таким образом, применяя отмеченные элементы метода и устремляясь к бесстрастию как цели, йоги развивают бессознательное сосредоточение [15, с. 95].
Что еще может способствовать развитию сосредоточения? «Йога-сутра» отмечает, что это может быть сильная устремленность сознания к этой цели или сильная любовь к Высшему Началу. Страстное устремление к совершенству, равно как и страстное стремление к Духовному Идеалу помогает достаточно быстро обретать высокое сосредоточение, несмотря на иные препятствующие факторы. Современная Агни Йога так же придает большое значение развитию напряженного устремления и любви к Высшему в различных его аспектах (Духовный Учитель, этические законы, Космическая Иерархия, духовная реальность – Высшие Миры инобытия и т.д.).
Какие существуют препятствия на пути развития сосредоточения сознания? Классическая йога отмечает девять основных психических препятствий, а также четыре психических и психофизических состояния, сопутствующих рассеянному сознанию [15, с.100].
Сначала отметим девять препятствий для сосредоточения сознания.
Болезнь , понимаемая как нарушение равновесия и естественного функционирования органов и систем организма человека. Поэтому в практической йоге уделяется достаточное внимание развитию жизнеспособности и укреплению физического тела. Однако физическое здоровье в духовной йоге не является самоцелью. Здоровье, то есть отсутствие нарушений природного баланса жизненных сил организма, есть средство или условие успешного развития сосредоточения сознания для осуществления высших целей йоги.
Апатия, понимаемая как неспособность сознания к активной, устойчивой деятельности. Что может вызывать апатию? Чаще всего это физические и психические перегрузки, обильное питание или недостаток в организме определенных питательных веществ, употребление алкоголя и наркотиков, неуравновешенный образ жизни, порождающий периодические депрессии. Все эти факторы развития апатичных состояний сознания должны быть исключены из жизни практикующего йога или сведены к минимуму.
Сомнение, понимаемое как неспособность к выбору во время познавательной деятельности. Сомнение есть свойство неразвитого сознания. Это свойство устраняется по мере познавательной деятельности и йогической практики.
Невнимательность , понимаемая как нечто, вызывающее отсутствие интереса к йогическим методам развития сознания. Как правило, в качестве подобных факторов выступают различные отвлекающие жизненные явления и обстоятельства, которые переключают интерес человека на другую деятельность. Мастера йоги рекомендовали йогам-неофитам избегать отвлекающих факторов и исключать их из своей жизни. Праздные развлечение, пустые разговоры, стремление к обогащению, чрезмерное внимание моде, романтические увлечения, удовлетворение собственного тщеславия и многое другое уводит внимание от практики развития сознания.
Лень , понимаемая в качестве бездеятельности, порождаемой инерцией сознания и тела. Во многих случаях лень является порождением апатичных состояний сознания и вызывается теми же явлениями, что и апатия. Иногда причиной лени могут быть физические и психические заболевания, или врожденное малоактивное состояние сознания.
Невоздержание , понимаемое как стремление к соединению с объектом, вызывающим приятные чувственные ощущения. Таким объектом может быть сексуальный партнер, вкусная еда, алкоголь, наркотические средства, комфортные условия жизни, определенные телесные процедуры. Стремление к приятным чувственным ощущениям не только препятствует развитию сосредоточения сознания, но и порождает его зависимость от чувственных объектов. Всякое невоздержание, всякая чувственная зависимость преграждают путь йогического развития сознания и делают человека рабом телесного наслаждения и телесных страданий одновременно, так как одно не бывает без другого.
Ложное восприятие, понимаемое как неистинное, ошибочное знание. Заблуждение человека относительно важных вопросов дезориентирует его и заставляет совершать ошибочные действия. Лишенный истинного знания, человек не может успешно продвигаться по пути сосредоточения и освобождения сознания.
Неспособность достижения определенной ступени сосредоточения. Она может быть вызвана как внутренними, так и внешними причинами. В этом случае Учитель йоги должен выявить причину и предложить ученику средства ее устранения.
Отсутствие стабильности , то есть неспособность сознания зафиксировать себя на достигнутой стадии сосредоточения. В преодолении этого затруднения так же велико значение мастера йоги, который может установить причину нестабильности сосредоточения.
Помимо отмеченных препятствий, теоретики йоги указывают четыре характерные особенности сознания и организма, которые сопутствуют рассеянным состояниям сознания. По большому счету, они так же могут рассматриваться в качестве факторов, затрудняющих практику работы с сознанием.
Страдание , понимаемое как угнетенное состояние психического мира человека, вызываемое, как писал Вьяса, внутренними причинами, другими существами или тонкими факторами. Таким образом, всякое страдание – как телесное, так и душевное – препятствует йогической практике. Ученику предписывается достижение такой власти над телом и духом, когда ничто не способно поколебать равновесие его внутреннего мира и привести его в угнетенное состояние. Психофизическая практика пратьяхары, укрепления жизненных сил и некоторые другие упражнения позволяют йогу избавляться от телесных страданий. А развитие бесстрастия и непривязанности к физическим и тонким объектам избавляет от страданий душевных.
Уныние , понимаемое как нарушение психической активности из-за затруднений в реализации желания. Уныние преодолевается культивированием позитивного настроя сознания, который можно описать как светлое, радостное, уравновешенное, отрешенное от суеты, непредвзятое, сострадательное, уверенное, устремленное состояние внутреннего мира йога. Оно укрепляется практикой бесстрастия, при которой ученик преодолевает чувственные желания и учится одинаково отстраненно воспринимать удачу и неудачу в каких-либо делах.
Дрожь в теле, порождаемая физическими или психическими причинами. Известны два основных вида дрожи – физическая дрожь и так называемая нервная дрожь. Первая из них устраняется физическими упражнениями и развитием способности активной терморегуляции организма. Вторая преодолевается укреплением нервно-психического равновесия и практикой релаксации (расслабления).
Вдохи и выдохи , понимаемые как повышенная активность физиологического организма. В таком состоянии психическая деятельность по сосредоточению сознания практически невозможна. Для психических упражнений необходимо научиться снижать физическую активность организма, приводя его в спокойное, уравновешенное, расслабленное состояние. Большое значение здесь имеет дыхательная система. Уравновешивая и регулируя дыхание, йоги добиваются необходимого малоактивного состояния организма. В таком состоянии дыхание замедляется и становится внешне незаметным. Сердце бьется спокойно и ровно. Мышцы и связки расслабляются. Физиологическая активность снижается. Эти признаки свидетельствуют о том, что тело не будет препятствовать психическим упражнениям по развитию сознания.
Таким образом, указанные четыре состояния преодолеваются с помощью различных практических йогических упражнений и развития бесстрастия. Для устранения девяти психических препятствий в качестве универсального средства йога рекомендует психотехническую практику «с одной сущностью» - то есть практику развития однонаправленности и сфокусированности сознания с одним предметом. Йог-неофит учится направлять все свое сознание на один конкретный предмет и старается удерживать свое сфокусированное внимание на нем как можно более продолжительное время.
Эта практика предполагает несколько ступеней, которые последовательно следуют одна за другой. Сначала ученик работает с «грубыми» предметами. Это могут быть различные объекты внешнего мира – луна, пламя свечи, кристалл, портрет Духовного Учителя, стрелка часов, картина, собственная переносица, изображение мистического символа, спокойная музыка и др. Когда способность однонаправленности сознания на внешние объекты достаточно развита, переходят к объектам внутреннего (субъективного) мира. Это могут быть – биение сердца, внутренний свет, токи психической энергии в организме, изображение Учителя, мысленно воспроизводимое перед внутренним взором сознания, изображения (визуализации) различных предметов или пейзажей. Следующая ступень – развитие сфокусированной однонаправленности сознания на самом процессе познания (созерцания) «грубого» или «тонкого» объекта. Затем практикуют созерцание внутренней сущности самого познающего эго, – то есть субъекта познания. Самая высокая ступень – концентрация сознания на пустоте, когда активность мышления остановлена, и сознание не порождает никаких содержаний. Это уже преддверие йоги.
Изучая практику работы сознания «с одной сущностью», необходимо учитывать, что современная жизнь сильно отличается от тех древних времен, когда Патанджали писал свою «Йога-сутру», а Вьяса – ее разъяснения. В современной жизни миллионы людей самым естественным образом делают то, что древние йоги практиковали в уединенных ашрамах и обителях. Мы имеем в виду развитие умственной деятельности, а если точнее – сфокусированной однонаправленности сознания. В современном мире трудно представить области профессиональной деятельности, которые не требуют и не развивают навыки внимания, однонаправленности, сфокусированности сознания на конкретном предмете. Следовательно, самым естественным образом почти каждый человек может развивать в себе йогические способности сознания, творчески используя обстоятельства своей жизни – обучение, профессиональную деятельность, досуг. Конечно, более высокие ступени йоги требуют некоторых специальных упражнений и условий.
У человека далекого от восточной философии может возникнуть закономерный вопрос: почему в духовной практике йоги уделяется столько внимания сосредоточению сознания? Дело в том, что как полагают мастера йоги, йога возможна далеко не во всяком состоянии ума (сознания) человека. Оказывается, она возможна исключительно при развитой способности концентрации ума. Здесь уместно вспомнить, что в древних йогических сутрах, как правило, выделяется пять основных состояний ума.
Кшипта – это рассеянное состояние сознания, при котором ум (внимание-воля) скользит от одного предмета к другому и ни на чем не задерживается. Это обычное состояние возбужденного или рассосредоточенного человека. Некоторые люди в таком состоянии пребывают почти всю свою жизнь. Мудха – это заторможенное состояние сознания, при котором умственная деятельность подавлена. Алкоголь, наркотики, обильное питание, растрата сексуальной энергии, угнетающие обстоятельства жизни, внутренняя психическая слабость, болезнь приводят человека в подобное состояние. Викшипта – это относительно уравновешенное, умиротворенное состояние сознания, лишенное, однако, определенной действительной сосредоточенности. Многие люди в таком состоянии проводят значительную часть дня.
Йога невозможна ни в первом, ни во втором, ни в третьем состоянии сознания, так как они лишены концентрации и однонаправленности. Луч сознания здесь не сфокусирован и направлен на различные объекты или вовсе ослаблен.
Экагра – это состояние сфокусированного сознания, которое направлено к какому-либо объекту как источнику размышлений или наблюдений. Нируддха– это состояние пустого, остановленного сознания, когда умственная деятельность совершенно прекращается. Это есть сосредоточение на психической реальности как таковой. Четвертое и пятое состояния ума называются «проводниками к йоге», так как здесь появляется достаточная степень сосредоточения психического луча либо на предметной, либо на беспредметной реальности. Экагра и нируддха открывают ученику путь к йогической психотехнике управления сознанием, которая, в свою очередь, является одним из важнейших ключей к освобождению.
Важная роль в практике выработки необходимого для йоги состояния сознания отводится также развитию дружелюбия, сострадания, радости, беспристрастности к счастью (удовольствию) или несчастью (страданию), к добродетели и пороку [15, с.102]. Постоянное культивирование этих качеств во всех жизненных обстоятельствах в течение продолжительного времени порождает так называемое «светлое» состояние сознания. Оно дает очищение психического мира человека от различных «загрязнений» и препятствующих йоге свойств. При достижении достаточной степени чистоты сознания, оно приобретает способность однонаправленности, то есть фокусирования на одной цели. В свою очередь эта способность помогает развитию устойчивости сознания, необходимой для йогической психотехники.
Какие методы помогают развивать очищение сознания и его устойчивость? Древняя йога рекомендует различные способы в зависимости от индивидуальных особенностей и предпочтений человека. Например, концентрация сознания на Духовном Учителе; на тонком духовном опыте (полученном во сне); на приятных объектах; дыхательные упражнения и др.
Все отмеченные выше аспекты практики развития сознания находят свое место в системе восьми ступеней (вспомогательных средств) йоги.
Таким образом, подводя черту анализу общих положений йогической практики в классической индийской йоге, сформулируем причинно-смысловую зависимость целей и средств, лежащую в основе духовной системы йоги.
Высшая цель – освобождение человеческого духа от власти материи, что означает возвращение сознания к своему изначальному первоисточнику – Космическому Сверхсознанию. Эта цель достигается через йогу, понимаемую как духовный метод или духовную практику. «Йога» в текстах Патанджали и Вьясы означает прекращение беспорядочной активности личного сознания для опытного (эмпирического) восприятия Космического Сверхсознания – Высшей духовной Реальности и ассимиляции с ней. Прекращение беспорядочной активности личного сознания (а это еще называется – сосредоточение сознания) достигается с помощью йогической психотехнической практики управления сознанием, которая дополняется развитием бесстрастия как особого, способствующего целям йоги, состояния сознания. Йогическая практика и развитие бесстрастия представляют собой систему духовного совершенствования человека, в которой насчитывается восемь главных ступеней. Традиционно они называются «вспомогательными средствами йоги», так как приводят психический мир человека (сознание и бессознательные слои психики) к состоянию самадхи. В этом состоянии полностью останавливается хаотическая активность личного сознания и открывается высший свет Сверхсознания.
Ценность йоги как духовного учения заключается именно в ее действенном практическом методе совершенствования человека. Йога, в отличие от других учений, не только рассматривает духовное совершенствование, не только призывает к нему, но и указывает каким образом, как именно человек может поднять свой дух до высшего состояния и обрести высшее Инобытие. В обозримой истории сакральной мысли подобный действенный метод духовного развития смогли разработать, наверное, только буддисты. Хотя и здесь не следует забывать о том, что Гаутама Будда высоко ценил древнюю йогу и творчески использовал ее принципы и технику в своей философии и практике совершенствования человеческого духа.
____________________
Литература
1. Аблеев С.Р. Йога: Мистическая философия и духовная практика освобождения в классической индийской йоге. – М., 2004.
2. Алешин П.И. Опыт традиционных систем Востока в свете концепции психологических виртуальных реальностей // Труды лаборатории виртуалистики. Выпуск 1. Виртуальные реальности в психологии и психопрактике. – М., 1995.
3. Агни Йога: В 3-х т. – Самара, 1993.
4. Ауробиндо Г. Интегральная йога. – М., 1992.
5. Ауробиндо Г. Йогическая садхана. – Л., 1990.
6. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2-х т. – М., 1992.
7. Бхагават-Гита // Махабхарата. Рамаяна. Библиотека всемирной литературы. /Пер. с санскр. – М., 1974.
8. Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы, или Абхидхармакоша. Разделы 1, 2. – М., 1998.
9. Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы, или Абхидхармакоша. Разделы 3,4. – М., 2001.
10. Вивекананда С. Афоризмы Патанджали // Практическая веданта (избранные работы) / Пер. с англ. – М., 1993.
11. Вивекананда С. Раджа-йога // Практическая веданта (избранные работы) / Пер. с англ.– М., 1993.
12. Грани Агни Йоги (1960-1972). – Новосибирск, 1993-1998.
13. Дэвид Ниль А. Маги и мистики Тибета / Пер. с фр. – М., 1991.
14. Иванов Ю.М. Йога и психотренинг. – М., 1990.
15. Классическая йога («Йога-сутра» Патанджали и «Вьяса-бхашья»). / Пер. с санскрита, введен., коммент. и реконструкция системы Е.П. Островской и В.И. Рудого. – М., 1992.
16. Островская Е.П., Рудой В.И. О специфике историко-философского подхода к изучению индийских классических религиозно-философских систем. – Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. – М., 1987.
17. Радхакришнан С. Индийская философия. В 2-х т. / Пер. с англ. – М., 1993.
18. Рамачарака. Раджа-йога / Репринтное издание. – СПб, 1914. – М., 1991.
19. Смирнов Б.Л. Философские тексты Махабхараты. – Ашхабад, 1977. – Вып.1, кн. 2.
20. Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника. – СПб., 1998.
21. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия /Пер. с англ. – М., 1994.
22. Шохин В.К. Рационализм классической санкхьи: история и типология. – Рационалистическая традиция и современность. Индия. – М., 1988.
23. Эванс-Вентц В.И. Тибетская Йога и тайные доктрины. В 2-х т. / Пер. с англ. – Киев, 1993.
24. Элиаде М. Азиатская алхимия / Пер. с румын., англ., фр. – М., 1998.
25. Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода / Пер. с англ. – СПб., 2004.
26. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий / Пер. с нем. – М., 1995.
___________________________________
Аблеев Сергей Рифатович доктор философских наук, НИИ социальных проблем РАЕН, Международная неправительственная ассоциация «Этика и Наука будущего».