- Техника и информация - |
||||||
Джура С.Г.Социальные аспекты Интернет-коммуникации
В этой статье постараемся дать анализ существующих проблем в Internet-коммуникации с точки зрения языка и культуры. Рассматривать проблему будем на примере всемирной компьютерной сети – Интернет. Автор не претендует на полноту изложения и выделил наиболее существенные, с его точки зрения, проблемы. В нашем анализе, а ниже и синтезе результатов исследования поставим определяющей мысль известного современного немецкого философа Ханса Ленка: «Мы имеем дело сегодня с формированием новой мировоззренческой парадигмы, требующей относиться к природе не как к безжизненному и грубому «материалу», а как к сложному организму, в котором мы живем и с которым должны взаимодействовать, не нарушая его основных функциональных связей. Эта парадигма, в известной мере, обращает нас к восточным культурам, где целостное видение мира как организма было извечным и была развита этика ненасилия» /1/. Еще в прошлом веке крупнейший философ Карл Ясперс указывал на то, что влияние техники на все жизненные проблемы человека невозможно переоценить и, вероятно, именно техника является главным предметом для осознания нашего положения в этом мире. Сегодня ряд признанных авторитетов в философии техники уже говорят о том, что «технический век» превращается в «информационно- и системно-технологический век». Мы живем не в постиндустриальную, а в супериндустриальную системно-технологическую эпоху, называемую информационной. При этом технические традиции являются, непременно, духовными традициями западной интеллигенции. Мысли Ясперса о том, что техника и ее последствия важны сегодня для понимания всех жизненных проблем, не были до сих пор приняты достаточно серьезно по меньшей мере не только философами, но и техническими университетами, в которых все еще отсутствуют такие, крайне необходимые кафедры, как методологии технических наук, общей технологии, философии и социологии техники. Первой и наиболее интересной с языковой точки зрения является проблема компьютерных языков. Дело в том, что большое их количество указывает на то, что ни один из них не подходит идеально для программирования. Тот или иной язык имеет свои плюсы и минусы. Кроме этого, есть аксиома программного обеспечения: идеального программного обеспечения не существует. Есть лишь то или иное приближение к идеалу, что называют версией программы. Компьютерные языки условно делят на языки высокого и низкого уровня. К первым относят компьютерные языки наиболее близкие к обычному человеческому языку, например, английскому. Они имеют общие словоформы, например условные операторы – IF, циклический оператор – For и т.д. Это такие языки как Pascal, Basic, Fortran и т.д. К компьютерным языкам низкого уровня, напротив, относят языки близкие к машинным кодам. Это то, что не очень удобно для человека, но весьма удобно для машины. Примером такого языка служит Assembler. Те, кто умеет мыслить в категориях машины, являются некими компьютерными гуру, понимающими язык машин, то есть владеющими чем-то, что неясно остальным. Есть и промежуточные варианты, то есть языки и программные системы на их основе, обладающие свойствами обоих. Это, например, язык C, C++. Но какой бы язык мы не выбрали, общим является то, что он программирует с большим или меньшим успехом логику левого полушария коры головного мозга и никак, или скажем, очень опосредованно, правого. А это псевдо-творческие функции человеческого мышления. Отдельно стоят языки искусственного интеллекта Prolog, Lisp. Однако практика показала, что они себя не оправдали, так как программисты снова вернулись к классификации, приведенной выше. Какова же перспектива у компьютерных языков? Автору видится она в обращении к Востоку. Одним из самих мистических языков древности является санскрит, на котором написаны все самые важные сакральные тексты Индии. Более того, никому не известно, кто их написал. Именно на нем – санскрите, можно выразить все оттенки духовных переживаний и понятий других измерений. И это притом, что язык в целом является лишь моделью реальности, а, значит, всегда ей уступает. Переводы именно с санскрита принципиальных понятий современности, впервые сделанные Н.К.Рерихом (например, понятия «культура» как перевод с санскрита – «поклонение Свету» или слова «человек» как «ученик в веках» или «вечный ученик»)… Если можно было бы получить машинную реализацию санскрита, то это был бы, по мнению автора, идеальный язык программирования. На сегодня проблема пока лежит в неразгаданности работы правополушарного мышления, а также в низкой духовной культуре человечества в целом. И разрешение ее, по всей видимости, возможно тогда, когда будет принят важнейший восточный принцип: знания никогда не даются тем, кто может применить их в инволюционных целях. Здесь же лежат и ключи к решению многих социальных вопросов. В связи с вышесказанным хочется привести мысль из книги Крэнстон С., «Е.П.Блаватская. Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения»: «Долгие века Человечество, эта "великая сирота", взывало из мрака о водительстве и свете. Посреди возрастающего изобилия, обеспечиваемого чисто материальным прогрессом и достижениями науки, питавшей интеллект, но обрекавшей дух на голод, Человечество, смутно чувствуя своё происхождение и своё предназначение, обратилось к Востоку своею снедаемой тоской душою, вознести которую способна лишь духовная философия. Страдая от разобщённости, зависти, ненависти, раздирающих его, оно возопило о твёрдом основании для утверждения чаемого им единства, о той метафизической основе, на которой надёжно произрастали бы его высочайшие социальные идеалы... Вот то, к чему предназначает себя теософия». Нужно сказать, что очень большую работу в этом направлении сделал автор работы /2/, где история философии дается уже с учетом как западной, так и восточной традиций, раскрывая при этом культурно-исторический феномен эзотерической философии, что принципиально ново для базовых учебников ВУЗов. В целом рассматриваемая проблема созвучна мыслям, высказанным Хансом Ленком в /1/: «Вероятно, Оппенгеймер, знаток санскрита, во время первого испытательного взрыва атомного устройства в пустыне Нью-Мехико 16 июля 1945 г. вспомнил слова Кришны: «Я тот, кто все рушит, сотрясатель миров ... Я – всемогущая смерть ... и пришел, чтобы истребить род человеческий» (Bhagavadgita – Satz XI, 32). Техника, как судьбоносная сила, и фаустическая наука новой физики сделали это возможным. Могут ли грешные люди политически или в рамках человеческой культуры вообще обуздать эту силу? От этого вызова техники зависит и жизнь на Земле. Вся история нашей культуры, наша философия, все наши интеллектуальные усилия должны быть направлены на противостояние этому вызову». Проблема конфиденциальности и безопасности в компьютерных сетях. Извечное социальное желание человека «на других посмотреть и себя показать» прекрасно реализовалось в Internet. Но, чтобы это сделать, приходится платить за это своей конфиденциальностью и безопасностью, ибо выйдя в Сеть, никто не может быть гарантирован, что он является «инкогнито» или что на него нельзя виртуально напасть (перехватить письмо, покопаться и изменить его данные в его же компьютере и т.д.). С широкой классификацией всевозможных компьютерных нападений, вплоть до виртуальных убийств целых компаний, можно познакомиться в книге /3/. Здесь мы подходим к понятию кибертерроризма, который, недалеко ушел от традиционного, и имеет с ним общие социальные корни. Безусловно, виртуальная реальность является отражением действительности и никто не застрахован от обычно терроризма, но есть меры, соблюдая которые, можно свести его к минимуму. Речь идет о противодействии компьютерным вирусам, хакерским атакам и спаму (незаказанных сообщений в свой адрес). По мнению автора, пока будет существовать потребность отдельных субъектов социума навредить, то они ее будут иметь, ибо резко ограничить свободу для всех вряд ли кто решится, тем более существует негласное известное правило: если есть возможность нарушить закон, то он будет обязательно нарушен. Единого всемирного юридического закона не существует, но есть великая Библейская заповедь: «как хочешь, чтобы с тобой поступали, так и ты поступай с ними». Конечно, разрешение проблемы безопасности, в первую очередь, будет нравственной задачей, и одними техническими средствами тут не справиться. Согласно восточному взгляду на мир, все зло мира сего от невежества. А с невежеством можно активно бороться и с помощью технических средств, проводя, в том числе, и широкую просветительскую работу. Проблема поиска информации. На сегодня существует более 5 млрд. сайтов в Интернет, это превосходит по количеству все население планеты Земля! И интересно, что этот океан информации, по большому счету, неструктурирован. И найти какую-нибудь нужную информацию достаточно сложно, это целое искусство. Хотя существуют для этого поисковые системы, но ни одна из них и даже все вместе они не в состоянии индексировать все, что есть в Интернет. Имеются и метапоисковые системы, подающие запрос на целый ряд наиболее важных поисковых систем, но и они, как, впрочем, и информационные агенты, проблемы не решают. Все равно, пока общая проблема поиска необходимой информации остается неразрешенной, как и следующая проблема анализа и синтеза информации. Проблема анализа и синтеза информации. Даже если информация будет найдена, заранее нельзя предугадать каков будет ее объем, ее нужно обязательно проанализировать. Статистически известно, что 90% информации, с которой имеют дело пользователи, (речь идет о терабайтах текстовой информации), является неструктурированной. Найти в таких данных нечто ценное можно посредством специальных технологий добычи знаний. И только около 10% данных в Интернет являются структурированными, то есть вложенными в ту или иную электронную базу данных или знаний, что позволяет ее быстро и эффективно извлечь. Обобщение больших динамических информационных массивов, непрерывно генерируемых в Сети, потребовало качественно новых подходов. Возникла необходимость создания методов мониторинга информационных ресурсов, тесно связанная с методологией контент-анализа – контент-мониторинга. Обзор таких систем дан в /4/. Однако, даже имея такие системы, (стоимость которых доходит до сотен тысяч долларов), все же нет гарантии получения нужной информации, и тем более ее синтеза. Это фаза логического решения остается традиционно за человеком. Каковы перспективы? Не так давно ЦРУ опубликовало «План стратегических инвестиций анализа разведсообщества» (Strategic Investment Plan for Intelligence Community Analysis). В этом плане разведчики признают, что они не использовали полностью возможности открытых источников, и теперь работа с ними должна стать «высшим приоритетом для инвестиций». Сейчас в ЦРУ резонно полагают, что брать информацию из открытых источников безопаснее и дешевле, чем пользоваться разведданными. В плане пользования такого класса программами ЦРУ далеко не монополист. По прогнозам аналитической компании IDC спрос на такие программы возрастет в ближайшие годы. К 2006 году такие программы станут доминирующими при анализе информации, полученной от клиентов в компаниях любого уровня. Кадровые агентства также будут широко пользоваться такого класса программами для поиска резюме, подходящих по сложной сетке показателей. А маркетинговые подразделения найдут применение таким программам в качестве анализаторов ситуации на рынке, отслеживающих тенденции, положение конкурентов и другие показатели на основе информации из самых разных источников – новостных лент, отчетов по НИР, обзоров, патентов. Проблема долговечности цифровых носителей. Дело в том, что сведения, запечатленные на камне, глиняных табличках, пергаменте или бумаге, сохраняются веками, а даже в условиях упорядоченного хранения у нынешних CD, DVD дисков в принципе есть шанс прожить десятки лет. Однако рано или поздно поликарбонатная основа потемнеет, а отражающий слой окислится. Магнитная пленка еще менее долговечна. Хорошие шансы на длительную сохранность данных у магнитооптики (МО) – ее диски достаточно устойчивы к воздействию среды и времени, к тому же защищены картриджем. Однако не ясно, смогут ли будущие археологи, нашедшие диски МО через пару сотен лет, воссоздать соответствующее устройство. Но это уже следующая проблема форматов, которую рассмотрим ниже. Пока же мы опять обратимся к Востоку и эзотерической литературе, где говорится о свитках Акаши, – это и есть прообраз записи информации, которую никто вытереть не в состоянии. Это тоже вопрос, на который предстоит ответить будущим исследователям. Проблема искусства и технологии. С самого начала появления компьютеров их создатели и те, кто писал для них программы, являлись кем-то вроде магов-волшебников, владеющих неким искусством. Это так было и отчасти есть сейчас. Но, социальное желание других приобщиться к этому привело к тому (спрос определяет предложение), что были созданы и создаются системы программирования, конструкторы программ и пр., позволяющие даже новичку написать программу, вернее собрать ее из готовых элементов. То есть это явный переход к технологии программирования, где уже почти дилетант может сделать многое. Последствия этого мы видим сейчас по всему миру – написание, скажем, компьютерных вирусов перестало быть чем-то сложным и сейчас каждый, кому не лень, может это сделать из заготовок и подробных руководств, находящихся в Сети. Интересен в этом смысле и классический труд по программированию Д.Кнута «Искусство программирования» в 7 томах, написанный в середине 70-х и сейчас выдержавший очередное переиздание. Это феноменально во многих отношениях. С одной стороны, основные алгоритмы не изменились, потому что не изменилось само левополушарное «мышление» компьютеров. С другой стороны, это феноменально еще и потому, что, как известно, компьютерная литература весьма недолговечна и уже устаревает к моменту ее перевода на другой язык. Здесь же мы видим прямо противоположный пример. Оказывается, Д.Кнут при написании книги предвидел ситуацию изменения языков программирования и, создал свой язык, не имеющий машинной реализации, на котором изложил суть алгоритмов, и сделавшей эту книгу «вечной» для программистов. Кроме этого, он по мере написания книги, создал и свою программную систему верстки, которая пережила десятилетия и активно используется сейчас, правда в обновленных версиях, но идеи, заложенные в ней, продолжают работать. Проблема замалчивания приоритетов. Многие учебники по программированию и компьютерной техники замалчивают роль славянских народов в создании компьютерной техники. Создается такое впечатление, что они вышли из леса и им дали компьютер, осчастливив их. Однако есть неопровержимые доказательства (и это признают зарубежные историки науки), что первый европейский компьютер был сделан в Киеве. Там же, а потом и в славных НИИ, на заводах Москвы, Минска и других городов, были сделаны компьютеры, на которых рассчитали орбиты первых спутников и ракет, полетевших в космос. К слову, ныне владельцы компьютеров класса Pentium-100 (уже забытый пентиум один), имеют у себя на столе вычислительную мощь СССР и США, вместе взятых на момент запуска первого спутника. Это было время, когда компьютеры, сделанные в СССР экспортировались, а не импортировались как сейчас. Тогда на документах делали надпись: «Хранить Вечно!». Подробнее об этом читайте в книге /5,6/. К слову, эти книги мы внесли в нашу общественную электронную библиотеку на www.roerich.com, поскольку они являются раритетными. В целом, проблема приоритетов, в том числе и в вычислительной технике, стоит так остро, что ей была посвящена отдельная телепрограмма «Очевидное – невероятное», где на фактическом материале были показаны приоритеты СССР: имеющийся патент на персональный компьютер, например за 7 лет, до подачи аналогичного в США. А что такое 7 лет для компьютерной техники знает сейчас практически каждый. Это же относится и к созданию самых быстрых в мире процессоров и интеллектуальных самоисправляющихся алгоритмов (60-е годы), к которым пришли на Западе только в последнее десятилетие, это и принципиально новые направления в компьютерах с троичной логикой имеющей явные преимущества, перед применяемой ныне двоичной. Проблема форматов данных. Уже сейчас смена форматов электронных документов и носителей приносит большие неприятности. К примеру, оцифрованный вариант «Книги Судного Дня» Вильгельма Завоевателя, записанный на компакт-диски в 1986 году в рамках проекта BBC Doomsday, стоимостью 2,5 млр. долларов, через 15 лет оказался нечитаемым: в наши дни не нашлось ни одного устройства, поддерживающего устаревший формат. Потребовался год, чтобы деталь за деталью собрать привод и эмулировать программное обеспечение системы BBC Master, которая использовалась для чтения электронной версии. В то же время оригинал, написанный в 1086 году, оставался вполне читабельным на протяжении 900 лет. Впрочем, технологии не стоят на месте, и главный вопрос – в приоритетах. Как только долговременная сохранность данных станет важнее снижения стоимости носителя, решения будут найдены. Проблема ответственности техники и технических устройств. На сегодняшний день остается открытым вопрос ответственности за содеянное (кто виноват: разработчик программы, тот кто ее эксплуатирует или еще кто?). Автор согласен с мнением Ханса Ленка по этому вопросу: «Ответственность за последствия при разработке сложных систем естественно не может быть возложена на одного единственного человека ни в этическом, ни в правовом отношении. Ее нельзя, однако, и навесить абстрактно на весь род человеческий или на «технического человека» как на некое общее понятие. Более реально и целесообразно найти и развить некие срединные решения соответственно центральному положению о неизбежности реальной ответственности, и особенно рассмотреть возможности градуированной групповой ответственности. Нужна ли нам в сложившейся в наши дни ситуации социально значимая, вменяемая ответственность институтов науки и техники, и не настало ли уже время для разработки норм своего рода технического и научного права?» /1/. Традиционно техника и наука принимались, а часто и поныне принимаются за морально нейтральные. Вместе с тем их результаты и достижения могут применять как на добро, так и во зло человеку и обществу, и поэтому часто возникала проблема: что есть добро и что есть зло, что этично, а что неэтично. Обычно ученый или инженер рассматриваются как не несущие ответственности, вины, а их действия – вполне оправдываемы в глазах общества. Они оказываются не ответственными за свои открытия, научно-технические разработки и их применение. Религиозный человек, верующий в Бога, знает, что он перед Ним ответствен. В этике обычно говорят о совести, перед которой несут ответственность. «Совесть действительно является последней и решающей инстанцией при ответственности», считает Х.Закссе, и на этом основании он отвергает любую «коллективную ответственность», как «слишком расплывчатое понятие». Глобализация, открытая эрой Интернет, должна привести к осознанию глобальной ответственности за будущее планеты Земля. С этой точки зрения и нужно рассматривать деятельность разработчиков компьютерных вирусов, программ-шпионов, деятельность хакеров. Хотя есть примеры и их противодействия тому понятию, которое они сами считают злом или несправедливостью, по крайней мере. Так, известен факт объединения хакеров всего мира против войны, развязанной США против Югославии. То есть появляются некие неписаные правила, некая этика поведения. Совершенно ясно, что настала пора прописать такую этику технического века, то есть некий этический кодекс инженера, некий прообраз клятвы Гиппократа, но для инженеров. Расширенная ответственность должна быть направлена и на будущее существование человечества, грядущих поколений людей и учитывать их моральное право на достойную человека жизнь в благоприятствующей ему среде; эта ответственность в той же мере направляется и на природу, и на все живые существа в ней. И в будущем такие естественные права должны быть закреплены и юридически. Проблема Интернет-интеграции. Нужно сказать, что сейчас Интернет-интеграция развита достаточно хорошо. Особенно она «преуспела» в негативе, на котором останавливаться не хочется. Поговорим о меньших успехах в положительном русле. Например, проект «Музеи России», или международных Рериховских объединений. Мы имеем некоторый опыт в этом отношении. Речь идет не только об обмене ссылками (что, конечно, делается, в первую очередь), не только о технической интеграции, но о более тесной интеграции с точки зрения идей. Так, на принадлежащих нам доменах roerich.com и agni-age.net (название указывает направленность их работы), расположены следующие проекты, которые самостоятельно организованы и поддерживаются своими творческими коллективами:
На все перечисленные проекты можно зайти со страницы: http://www.roerich.com/banner.htm Ближайшее развитие проектов: журнал «Дельфис» планирует сделать специльные раздел сайта по атлантологии; а также европейское общество «Мир через культуру» в этом году уже открыло на нашем сайте очень важный раздел: «Анализ изданий Агни Йоги» http://ay-books.roerich.com/ Мы открыты для сотрудничества и готовы предоставить место на сайте для других интересных проектов, а также услуги электронной почты с расширением, roerich.com или agni-age.net Таким образом, коллектив профессионалов, который уже сформировался в виртуальном сообществе, всегда готов оказать посильную помощь. Все это развивает горизонтальные связи сотрудничества и дает большие возможности для светлого творчества. Наверное, интересен и полезен не только положительный опыт. Конечно, бывают и неудачи – создание, а затем закрытие сайта. Так было с проектом «Институт человека». Хотя сам факт открытия и потом закрытия сайта или проекта для Интернет – обычное дело (среднее время жизни сайта около 3 месяцев), тем не менее, это довольно болезненное дело для создателей ибо любой проект сродни духовному ребенку, чья судьба небезразлична, прежде всего, родителям (хотя и не только им). Меня просили не комментировать причины этого, что я и сделаю, но общий момент все же просматривается. А именно: всегда нелегко сотрудничать, и если сотрудничество есть и оно хорошее, то это часто вопреки, а не благодаря сложившимся реальностям, как это ни горько слышать. И хотя все причастные к рериховскому движению должны стараться прежде всего выполнять заветы и указы, заложенные в Учении Живой Этики так хорошо подобранные Р.Я.Рудзитисом в сборнике под названием «Искусство творить взаимоотношения», тем не менее ситуация разобщения просматривается практически в любом городе, где есть рериховские общества. Не об этом ли писал Л.Н.Толстой тонко замечая, что нет людей, более неспособных к соглашению, чем те, кто придерживается разных оттенков одного направления /7/. Коснемся и других граней поставленной проблемы. Нужно сказать, что сама сеть Интернет, дала людям пример того, как можно работать, не мешая друг другу, а стараясь помогать. Ведь решены большие задачи (связать разные компьютеры, разных модификаций, работающих под разными операционными системами, под разным программным обеспечением, на которых работают люди из разных культурных слоев и языковых групп) – это ли не пример для людей, как реально сотрудничать каждый день и по разным вопросам? Установление стандарта языка HTML – Hyper Text Markup Language – язык разметки гипертекста, оказался подходящим большинству на планете Земля. Почему же так трудно (особенно тем, кто занимается одним или смежным направлением) понять друг друга? Раз в технике такая проблема решена, то есть все основания рассмотреть ее и во взаимоотношении людей. Таким аналогом стандарта в отношениях между субъектами рериховского движения является „Этический Кодекс Рериховского движения” /8/. Мне не раз приходилось слышать, как можно «уживаться» со столь разными направлениями (речь идет о указанных выше Интернет-проектах). Наверное, можно, если пытаться следовать восточному образу мышления, плюрализму мнений, который характерен для Интернет, толерантности и терпимости к другой точке зрения и попытки понять собеседника. Таким образом, глобализация, открытая эрой Интернет, должна стать объединением всех сил, работающих на эволюцию. Только в этом случае они имеют право на жизнь. Это возможно лишь при критическом взгляде на себя, обсуждения и поддержки целого ряда социально значимых проектов. Ряд из них приведены по адресу /9/. Социальные аспекты Сети описаны автором в /10/. Ведь даже извечный вопрос о смысле жизни может быть решен в разрезе философии техники /11/. Проблема соотношения законов людских и небесных. Этот вопрос самый древний из рассматриваемых, но в ракурсе Интернет, по мнению автора, он состоит в том, что в Сети проходят апробацию, корректируются и утверждаются новые идеи, технологии, мысли. Это некий полигон испытаний всего нового. Безусловно, зачастую здесь есть неточности, ошибки, но ведь известно, «не ошибается тот, кто ничего не делает». И этот процесс часто идет без учета сложившихся юридических, экономических и других законов, действующих в разных странах. Известно, что даже в одной стране, например, в США, то что в одном штате разрешено, то же самое в другом запрещено. Интернет же – всемирная сеть и здесь, зачастую, физически трудно определить, кто и где находится, это не столь важно. Это то, что принадлежит всему человечеству. Безусловно, есть большая разница между законами людскими и Божьими. Людские должны быть приближены максимально к законам, описанным в священных книгах многих народов мира. И здесь определенную роль может сыграть именно Интернет для апробации и утверждения людских законов в жизни. Так, допустим книги, выставленные в Интернет, одни считают незаконно расположенными, но можно ли назвать это публикацией? В разных странах решение этого вопроса прямо противоположное. Для нас же несомненно важным является желание бескорыстно поработать на общее благо. Часто за людским законом об авторском праве стоят обычные материальные интересы, но по большому счету мир идей вряд ли может быть приватизирован. Да и кто может претендовать на авторские права, скажем Вед, Библии, Корана, Агни Йоги и других источников, данных свыше? Проблема социальной оценки. Очень важной является для каждого человека социальная оценка, ибо только тогда человек реализует себя в должной мере, если его труд получил должную социальную оценку. Главным образом важен труд на общее благо. Наверняка вдумчивый читатель найдет много примеров на эту тему. По мнению Х.Ленка такой поворот в общественном сознании и поведении откроет, кроме всего сказанного, еще и возможности увеличить масштабы и характер добровольного труда и других видов деятельности, например неоплачиваемых общественных работ, и оценивать эти добровольные работы по-другому, социально значительно более высоко. Во всяком случае, люди в будущем будут измерять свою социальную ценность и ценность других не только в категориях их денежных доходов. Существуют и другие примечательные виды труда, которые не подлежат денежному вознаграждению и не измеряются последним. Это может показаться граничащим с утопией, особенно в «обществе, делающем деньги» (как, например, американское общество), и все же мы постепенно будем вынуждены выбрать именно этот путь в своем социальном выборе и идти по нему. Речь идет о том, что существуют еще и социально высокоценные и весьма продуктивные виды деятельности, которые находятся вне рамок и выше социальной репутации, основанной на идеологии «делания денег», как якобы наиболее престижного вида деятельности членов общества. Будущая социальная оценка труда, деятельности и добровольной работы должна все больше учитывать это обстоятельство. Во всяком случае, имеют смысл, создают и опосредуют достоинство и престиж не только труд и деньги, т.е. доход и работа по специальности. Существуют и другие, социально осмысленные и смыслоутверждающие виды деятельности. Выводы.1) Пути решения технических проблем лежат в большинстве своем не в технике, а в психологии или духовных проблемах индивида. 2) Решение ряда социальных и внутренних проблем может помочь решить техника, вернее человек посредством техники. 3) Главное, это – всемирное даяние как форма работы на общее благо, в том числе и через всемирную сеть. Очень хорошо об этом понятии сказал Н.К.Рерих: «Уже приходилось писать о Пантеоне русского искусства и науки. Уже перечислялись великие имена Шаляпина, Станиславского, Стравинского, Павловой, Прокофьева, Бенуа, Яковлева, Фокина, Семова, Ремизова, Бальмонта, Бунина, Мережковского, Гребенщикова, Куприна, Балданова... и всех бесчисленных замечательных деятелей искусства и науки, широко разбросанных по всему миру. И не перечесть! Почтены имена Павлова, Глазунова, Горького. Даже на далеких островах Океании звучат Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин. Есть какая-то благородная, самоотверженная щедрость в этом всемирном даянии. Вовсе не хотим сказать — вот, мол, какие мы, русские! Совсем другое хочется отметить, как факт непреложный, исторический. В будущих летописях будет отмечено это русское всемирное даяние. Происходит оно поистине в планетарных пределах. Тут уже не может быть случайных, мелких делений. В таких размерах отпадают всякие политические и социальные соображения. Вырастает соображение творческого блага, в котором каждый может и должен приобщиться в качестве неустанного труженика. Когда приходилось рассказывать иностранцам житие Преподобного Святого Сергия Радонежского, очень часто приходилось слышать в ответ: “Теперь понимаем, откуда у вас, русских, стремление даяния и труда”. Конечно, такая жизнь, которую заповедал Воспитатель русского народа, всегда напомнит, как от малого, самодельного сруба произрастали светлые средоточия просвещения» /12/. ___________________ Литература: 1. Ленк X. Размышления о современной технике – Пер. с нем. под ред. B.C. Степина. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 183 с. 2. Аблеев С.Р. История мировой философии. – М.: Издательство «Астрель», 2002. – 416 с. 3. Эймор Д. Электронный бизнес: эволюция и/или революция? – М.: Вильямс, 2001. – 752 с. 4. Ландэ Д. Добыча знаний. Технологии эффективного анализа текстовых данных / CHIP, №10, 2003. – с. 76-82. 5. Малиновский Б.М. История компьютерной техники в лицах. – К., 1995. – http://www.roerich.com/zip/vt_face.zip 6. Малиновский Б.М. Очерки об истории компьютерной техники и науки на Украине. – К., 1998. – http://www.roerich.com/zip/vt_ocher.zip 7. Толстой Л.Н. Анна Каренина. – В 2 т. – М., 1991. – т. I. – с. 419. 8. Этический Кодекс Рериховского движения http://www.roerich.com/codex_rd3.htm 9. http://roerich.com/banner.htm 10. Джура С.Г. Социальные аспекты виртуальной реальности // Человек в социальном мире: проблемы, исследования, перспективы. Научно-практический вестник. Выпуск 2002/2 (№9). – Тула: НИИ МП РАЕН. – с. 78-80. 11. Джура С.Г. Поиск смысла жизни: аспекты синтеза естественных и гуманитарных наук: http://www.roerich.com/aipe/russian/path.htm 12. Рерих Н.К. Нерушимое. – http://www.roerich.com/zip/nerushim.zip
|
||||||